07.03.2011  Новое гражданское законодательство раскроет всех настоящих владельцев бизнеса

   
   Готовящиеся поправки в Гражданский кодекс должны заставить наконец выйти из тени владельцев многозвеньевых цепочек компаний, уводящих деньги на далекие острова, где много солнца и мало налогов. Среди множества изменений, предлагаемых Советом по кодификации, одной из главных выглядит норма, предписывающая указывать в документах конечного выгодоприобретателя по сделке.
   Работа по переиначиванию Гражданского кодекса ведется уже несколько лет и затрагивает самые разнообразные отрасли: от оказания услуг до работы с ценными бумагами. Меняется рынок, меняются отношения между субъектами права, меняются и правила игры. Одной из главных задач авторы поправок видят повышение прозрачности отечественного бизнеса. Ученые напоминают, что большая часть отечественного бизнеса представляет собой цепочки компаний, каждая из которых уводит прибыли все дальше и дальше от формального участника сделки и в конечном счете выводит в офшорные зоны. Поправки же должны привести к тому, чтобы всегда раскрывался конечный владелец бизнеса, а не просто название некоей компании.
   Кроме того, Совет по кодификации предлагает изменить саму возможность открытия нового юридического лица. “В России три четверти всех юридических лиц, включая самые некоммерческие, существуют в форме ООО”, — говорил один из разработчиков поправок — зампредседателя совета Евгений Суханов на вчерашней пресс-конференции, посвященной поправкам. Он добавил, что такая организационная форма на руку владельцам компаний, потому что позволяет внести в имущество общества все что угодно. Минимальная стоимость внесенного имущества должна составлять 10 тысяч рублей, а оценивает имущество сам учредитель компании. Естественно, в такой ситуации бизнесмены не рискуют никакими собственными активами, предоставив эту сомнительную честь своим контрагентам и в конечном счете потребителям. Члены совета приводят в качестве примера законодательство европейских стран, где уставный капитал фирмы не может быть меньше 25 тысяч евро. Сопоставимую сумму предлагают ввести и они. Причем в “уставник” должны приниматься только деньги и товары, ликвидность которых подтверждена независимой экспертизой. Тем же, кому этот вариант не подходит, — путь в индивидуальные предприниматели, благо они за свой бизнес отвечают личным имуществом.