12.04.2011  Госдума приняла поправки в закон о госзакупках

   Госдума приняла в понедельник в третьем чтении поправки в закон о госзакупках, призванные обеспечить максимально эффективное и экономичное расходование бюджетных средств, а также сделать начальную цену контракта более понятной и прозрачной, а процедуру госзакупок более корректной.
   Законопроект, который вносит поправки в базовый закон о госзакупках, был внесен в Госдуму правительством РФ 1 апреля. В первом чтении нижняя палата парламента приняла его уже 6 апреля. Ко второму чтению по итогам окончательных согласований с государственно-правовым управлением Президента РФ на законопроект поступили 54 поправки, из которых половина была поддержана депутатами.
   За принятие закона проголосовали 309 депутатов, против - 34, воздержавшихся не было.
   Тема совершенствования системы госзакупок в последнее время стала предметом оживленной дискуссии. Обсуждались поправки в действующий федеральный закон № 94, предложенные ФАС, и концепция Федеральной контрактной системы (ФКС), разработанная Минэкономразвития и Высшей школой экономики. В итоге было решено пока не ликвидировать ФЗ-94, но оперативно внести в него поправки.
   Вместе с тем Минэкономразвития отмечает, что изменения в закон не смогут вывести ситуацию с госзакупками на качественно новый уровень, а лишь внесут порядок в закупку ряда товаров на конкурентных рынках. Документ, более серьезно совершенствующий систему госзакупок, министерство планирует разработать до 1 сентября.
   Законопроект обязывает заказчиков обосновывать в документации о торгах начальную цену контракта с указанием источников получения информации о стоимости товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа. При этом источниками такой информации могут быть данные статистической отчетности, официальный сайт, реестр государственных и муниципальных контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты исследований рынка, в том числе проведенные по инициативе заказчика посредством заключенного контракта или гражданско-правового договора с экспертами в этой области.
   Как пояснил журналистам глава думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, в базовом законе о госзакупках будет предусмотрено право правительства РФ устанавливать дополнительные требования, в том числе квалификационные (так называемая предварительная квалификация), к подрядчикам в определенных товарных группах, видах услуг и работ для федеральных, региональных или муниципальных нужд. Соответствующее решение будет приниматься на заседании правительства. Такая предквалификация позволит, по мнению авторов поправки, исключить недобросовестных подрядчиков.
   Уточняется норма о размещении заказа у субъектов малого предпринимательства. Так, предусматривается обязанность размещения заказа в объеме не менее чем 10% и не более чем 20% общегодового объема поставок товаров или выполнения работ и услуг для всех заказчиков, кроме случаев, когда заказ затрагивает нужд обороны страны и безопасности государства.
   Расширяется перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика. В него включены лица, привлекаемые бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), и сами бюджетные учреждения в случае выполнения таких разработок за счет полученных грантов. Также в этот перечень попадают художники-постановщики, декораторы, гримеры и заказы на изготовление декораций, сценической мебели и театрального реквизита и пр.
   Также правительство сможет в отношении конкретных заказов для государственных нужд включать в контракт дополнительные условия его исполнения, в том числе не связанные с предметом контракта.
   В закон также вносится поправка, которая позволит проводить закрытый конкурс (его участниками могут быть только лица, имеющие допуск к государственной тайне), если заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов, коллекций, редких и ценных изданий. Вместе с тем в сам порядок проведения закрытого конкурса изменения не вносятся.
   Вводится требование о поставке товара, который должен быть новым (не бывшим в употреблении, не проходившим ремонт и замену составных частей).
   Согласно поправкам, заказчик сможет определить обязательства по контракту, а в случае размещения заказов на поставку машин и оборудования с начальной ценой контракта в 50 миллионов рублей и более и при поставках медицинского оборудования любой стоимости обязан установить требование об обеспечении обязательств по контракту, предоставляющих гарантии производителя и поставщика. При этом обеспечение гарантии поставщика должно быть в размере от 2 до 10% начальной цены контракта.
   Предусматривается, что заказчик должен установить требования к гарантийному сроку, обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
   Несмотря на то, что ко второму чтению было подготовлено более полусотни поправок, оппозиционные фракции в Госдуме, как и при процедуре первого чтения, резко критиковали документ.
   КПРФ проголосовала за поправки только потому, что считает их невредными. "Мы поддерживаем этот законопроект по той причине, что он не несет вреда. Но голосуем "за" с важной оговоркой: много пользы от него в предложенном виде тоже не будет, так как основные проблемы он не снимает. От того, что хаос пытаются упорядочить, он не исчезает", - сказал первый зампред ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы Иван Мельников.
   При этом он отмечает, что все критерии по цене и качеству продукции, так называемые новые "условия" работы закона, "отдаются на откуп правительству". "То есть вместо кота в мешке - "в мешке" будет Алексей Кудрин и некоторые другие одиозные личности с их либеральными подходами. Фракции КПРФ от этого сильно не легче, это далеко от государственного регулирования столь важных процессов", - сказал Мельников.
   Думская фракция "Справедливая Россия" выступила резко против принятия поправок и в начале пленарного заседания предлагала снять законопроект с рассмотрения.
   Эсер Валерий Гартунг отметил, что закон не решает тех проблем, о которых говорил президент. "Он (законопроект - ред.) не решает поставленных задач по повышению прозрачности механизма госзакупок, не устранена коррупционная составляющая. Законопроект ко второму чтению практически не изменился", - заявил Гартунг.
   По его мнению, этот документ не может изменить ситуацию с госзакупками. Парламентарий убежден, что такой важный законопроект не должен рассматриваться в спешке.
   В свою очередь депутат от фракции ЛДПР Максим Рохмистров отметил, что в принятом законопроекте "лазеек более чем достаточно и кардинально систему он не меняет". "ЛДПР не поддерживает законопроект, потому что он показал свою коррупционность и сколько ее ни прикрывай красивыми словами, будет то же самое", - сказал депутат.
   Он подчеркнул, что с законом о госзакупках необходимо разбираться кардинально и "покраска фасада не решит вопрос с гнилыми перекрытиями".
   Депутат-единоросс Мартин Шаккум в ответ отметил, что не считает законопроект "покраской фасада". "Он дает мощный инструмент заказчику для закупки медицинской техники и медицинского оборудования", - сказал парламентарий. Он отметил, что законопроект не решает все задачи в области размещения заказа, но он "является еще одним гвоздем в крышку гроба коррупции".
   Ранее замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев также подчеркивал, что поправки носят "неотложный характер", направлены на эффективность реализации бюджетных средств в текущем году и не отменяют подготовку принципиально нового закона о госзакупках.