07.08.2015  Необходимо ускорить создание эффективной системы кредитных гарантий для МБ

   
   Создать механизм предоставления госгарантий при осуществлении инвестпроектов для малого и среднего предпринимательства президент России и лидер Народного фронта Владимир Путин поручил в одном из «майских указов». Однако более трех лет ушло главным образом на оргмероприятия, тогда как развитие малого бизнеса по-прежнему тормозится из-за ограниченной доступности заемных средств, считают аналитики Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» и отраслевые эксперты.
   Согласно указу №596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» правительство должно было обеспечить формирование механизма госгарантий до 1 ноября 2012 г. Первый практический результат в этом направлении был достигнут в августе 2013 г., когда гарантийная поддержка субъектов среднего предпринимательства начала действовать через ОАО «МСП Банк». А в мае 2014 г., через два года после «майского указа», вышло постановление правительства о создании ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (АКГ). Именно на АКГ, которое кабмин видел ядром формируемой национальной системы гарантийных организаций (включая региональные гарантийные фонды, действующие с 2006 г.), возлагались самые большие надежды в обеспечении малого и среднего бизнеса кредитами под гарантии государства. Однако агентство просуществовало чуть больше года. В настоящее время на его базе формируется новая структура - АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (ФКР МСП). У нее будут более широкие полномочия – в том числе юридическая поддержка бизнеса, обеспечение доступа к госзаказу, привлечение денежных средств из разных источников, подготовка законодательных предложений, сообщается на сайте ОНФ.
   О том, насколько малый и средний бизнес нуждается в заемных средствах, в том числе гарантийных, свидетельствуют исследования, которые регулярно проводит Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Так, по итогам второго квартала этого года 41% опрошенных предпринимателей заявили, что трудная доступность займов является главным препятствием в развитии бизнеса. При этом в последнее время особенно повысился спрос на государственные гарантии в связи с тем, что банки повысили ставки по кредитам, а имущественного обеспечения займов малым и средним предпринимателям не хватает.
   Эксперты Центра «Народная экспертиза» отмечали, что для того, чтобы механизм выдачи банковских гарантий работал более эффективно, необходимо упростить условия гарантирующих структур: увеличить размер гарантии (например, до 75% от размера получаемого кредита), смягчить требования к предъявляемому предпринимателями бизнес-плану, снизить комиссию за выдачу банковских гарантий.
   То, что дело движется еле-еле, констатировала и Счетная палата, проверив работу АКГ в начале этого года. Аудиторы СП установили, что с июня по декабрь 2014 г. агентство выдало всего 212 гарантий на общую сумму 1,4 млрд руб. Это 21,4 % от количества, установленного планом мероприятий на 2014 г.
   После инспекции Счетной палаты ситуация стала более обнадеживающей. По данным АКГ, к настоящему времени выдано более 2 тыс. гарантий на общую сумму свыше 10 млрд руб. (что, однако, является только пятой частью капитализации агентства), в результате удалось привлечь кредитов почти на 23 млрд руб. Но и этот успех, по большому счету, следует считать символическим, если учесть, что, по информации Центробанка, малый и средний бизнес в год берет кредитов на 7 трлн руб.
   Специалисты Центра «Народная экспертиза» обращают внимание также на то, что только в апреле этого года появилась Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, которую разрабатывало для банков АКГ совместно с Минэкономразвития, тогда же был закончен отбор 12 уполномоченных банков для участия в программе. Хотя очевидно, что эти решения требовалось принимать гораздо раньше.
   По мнению аналитиков Центра «Народная экспертиза», для того чтобы механизм гарантийной поддержки малого и среднего бизнеса заработал в полную силу, требуется внести ясность в целый ряд вопросов. Как, например, будет решаться проблема гарантийной поддержки торговых организаций, которые занимают 40% всей сферы МСП, и поддержка которых прямо исключалась правительственным постановлением о создании Агентства кредитных гарантий. Как будут соотноситься с программами федеральной корпорации отраслевые программы поддержки МСП? Каким будет место в общей гарантийной системе региональных фондов, курируемых Минэкомразвития, чьи гарантии, по мнению ряда экспертов, не обслуживаются их капиталами?