ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
28-12-2017  А.Никитин: При проведении всех проверок должна вестись видеозапись

   27 декабря под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Государственного совета, посвящённое мерам по повышению инвестиционной привлекательности регионов, сообщает Kremlin.ru.
   Участники заседания обсудили конкретные предложения в сфере улучшения инвестиционного климата; отдельно рассматривались результаты внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса.
   Основной докладчик – руководитель рабочей группы Государственного совета, губернатор Новгородской области Андрей Никитин.
   "В 2012 году, когда АСИ запускало национальную предпринимательскую инициативу, мы ориентировались прежде всего на запросы бизнеса. Вместе с самими предпринимателями готовили изменения в федеральное законодательство, проводили мониторинг правоприменительной практики.
   Конечно, мы опирались на опыт Калужской области, Республики Татарстан, других субъектов Федерации, которые смогли в короткие сроки добиться значительных успехов в создании комфортной деловой среды. И на практическом примере коллеги показали, что при всей важности современной нормативно-правовой базы принципиальное значение имеет грамотная работа региональных команд.
   Сегодня могу оценить запущенные механизмы уже как руководитель региона. Национальный рейтинг позволяет нам видеть лучшие практики и подходы, создаёт мощнейшую мотивацию быть лучшими. В свою очередь, целевые модели – это, по сути, KPI для органов исполнительной власти Новгородской области по конкретным направлениям с понятными, чёткими целями, задачами и, конечно, сроками.
   Отмечу, что мы работаем менее года и сегодня уже занимаем девятое место среди субъектов Российской Федерации по внедрению целевых моделей. Мы видим отдачу от принимаемых решений. Развитие предпринимательства – это рабочие места с достойным доходом, возможности для наших жителей начать своё дело.
   Чтобы идти вперёд, нам необходимо снять системные проблемы, которые серьёзно препятствуют созданию нормальных условий для бизнеса. Эти барьеры хорошо видны на региональном, местном уровнях. И как руководитель рабочей группы Госсовета хотел бы остановиться на нескольких ключевых направлениях.
   Начну с вопроса, который является одним из самых острых, чувствительных для предпринимателей, – речь об увеличении административной нагрузки на бизнес. Рабочая группа сформулировала конкретные предложения, мои коллеги об этом скажут. И хотел бы обозначить некоторые принципиальные моменты.
   У нас работает единый реестр проверок, но пока он содержит не полную информацию. Считаю необходимым включить в него все контрольные и иные мероприятия, проводимые соответствующими органами в отношении предпринимателей на территории каждого субъекта Российской Федерации. При этом при проведении всех проверок должна вестись видеозапись, которая будет храниться не менее одного года и предоставляться органам прокуратуры для осуществления надзорных полномочий.
   Следующая тема – это надёжное обеспечение прав собственности на конкретные земельные участки. Без этого мы не сможем привлекать инвестиции, развивать наши населённые пункты.
   Сегодня у нас, по сути, отсутствует нормальное территориальное планирование и землепользование. Генеральные планы населённых пунктов формально разработаны и не всегда выполняются. Я приведу конкретный пример. Мы запустили проект по созданию 3D-модели региона с помощью беспилотных устройств. И только на территории Великого Новгорода выявлено более 860 участков с неясным статусом, на которых возведены промышленные здания, жилые дома. Кадастровая стоимость этих участков – 585 миллионов рублей, которые находятся, по сути дела, вне правового поля. Что мы здесь предлагаем?
   Во-первых, актуализировать документы территориального планирования на основе единой методики и нормативной базы.
   Во-вторых, оцифровать услуги в сфере градостроительной деятельности и разместить их на соответствующих региональных информационных системах. Таким образом, вся информация будет доступна гражданам, предпринимателям, инвесторам. Считаем, что решение о внедрении таких документов, цифровых документов в сфере территориального планирования и градостроительной деятельности надо принять на региональном уровне и в то же самое время осуществить как отдельный проект в рамках программы «Цифровая экономика». Лучшие практики здесь тоже есть. Безусловно, это практика Московской, Тюменской областей.
   Теперь о сроках, процедурах и качестве услуг в части тепло-, водоснабжения и газоснабжения. Мы здесь работаем по целевым моделям, регулярно проводим опросы среди бизнеса, которые помогают понять, насколько эффективны наши шаги. Но вот что важно. Нередко технологическое присоединение к инженерным сетям и получение энергоресурсов обеспечивают частные организации, которые в силу ряда причин занимают монопольное положение на отдельных территориях и этим активно пользуются, не стремятся оптимизировать процессы техприсоединений, внедрять современные сервисы.
   Заявку в электронном виде подать нельзя, а если говорить прямо, то конкретные лица просто вынуждают за дополнительную плату ускорить решение вопросов по подключению. Считаем, что компании, которые предоставляют публичные услуги гражданам и предпринимателям, тем более являются монополистами в какой-то сфере, независимо от формы собственности должны работать по единым правилам и стандартам. Речь прежде всего об оказании услуг и сокращении сроков, в том числе в режиме «одного окна».
   Хотел бы затронуть ещё один очень важный вопрос для развития предпринимательства. Часть наших коллег-предпринимателей считают, что выгоднее работать без регистрации. Нелегальные предприниматели не несут никакой ответственности за некачественное предоставление своих услуг, не платят налоги и взносы за работников в обязательные фонды, по сути, вынуждают людей работать вне закона, без каких-либо гарантий, в любой момент могут вышвырнуть на улицу, зарплату платят в конвертах, а значит, эти доходы не будут учтены при формировании пенсионных прав.
   Муниципалитеты, в свою очередь, теряют доходы, которые они могли бы направить на развитие территорий. Только в одном Пестовском муниципальном районе Новгородской области из 12 тысяч трудоспособного населения шесть тысяч работали на предприятиях, которые не зарегистрированы. Благодаря поддержке прокуратуры 500 из них нам удалось официально оформить буквально за последние несколько месяцев, и эти люди стали получать официальную зарплату. Отмечу, что общий объём недополученных доходов только местного бюджета по налогу на доходы физических лиц от так называемого теневого сегмента может составить порядка 90 миллионов рублей (это 1/6 часть всех доходов муниципального района).
   Другой пример – предоставление туристических услуг лицами, официально не имеющими статуса предпринимателей или юридических лиц. Так, на одном из самых популярных ресурсов бронирования содержится более 200 отзывов о деятельности частного отеля. При проверке собственник сказал, что к нему приехали родственники и никакой прибыли он не получает и предпринимательской деятельностью не занимается.
   При этом серьёзные инвесторы прямо говорят: мы не готовы работать, когда отсутствуют условия для справедливой конкуренции, потому что по экономике бизнеса мы будем проигрывать нелегалам. Подчеркну, на федеральном и региональном уровне создаются условия для небольших компаний, индивидуальных предпринимателей. Хотел бы поблагодарить здесь корпорацию по развитию малого и среднего бизнеса за бизнес-навигатор МСП, программы займов, гарантий, доступ к закупкам монополий.
   Субъекты Федерации делают шаги по снижению налоговых ставок для тех, кто работает по упрощённой системе налогообложения. Существуют возможности для быстрой регистрации своего дела. И я считаю, мы не можем допустить, чтобы теневой сектор разрушал конкурентную среду, ставил в неравное положение тех, кто честно ведёт своё дело. Поэтому мы предлагаем дополнительно посмотреть вопрос ответственности за незаконное предпринимательство.
   Отдельно хотел бы сказать о механизмах поддержки инвестиционных проектов в субъектах Федерации. Сейчас регионам даны широкие полномочия по налоговым льготам. Но никто не знает, насколько помогает бизнесу та или иная преференция. Получается, и инвестор не чувствует поддержки, и бюджет теряет деньги. Мы предлагаем разработать методику оценки эффективности применения налоговых льгот и внести ответственность за результаты проектов.
   И ещё, с 2015 года запущена программа компенсации расходов субъектов на создание региональных индустриальных парков. Её объём не может превышать объём фактически уплаченных резидентами федеральных налогов. Понятно, что наиболее значительными являются выплаты по НДС, которые возвращаются компаниям при экспорте продукции и значит, не учитываются при расчёте компенсации регионов.
   Получается, что, с одной стороны, мы стремимся наращивать объёмы экспорта отечественной продукции за рубеж, а с другой – лишаем регионы мотивации работать с компаниями, ориентированными на внешние рынки. В этой связи считаем необходимым скорректировать механизм компенсации расходов на создание индустриальных парков.
   Практически на каждом предприятии сегодня говорят о том, что им не хватает молодых, квалифицированных кадров. При этом престиж рабочих профессий растёт, и наши подростки, молодёжь хотят получать действительно качественное образование, которое позволит им найти интересную, востребованную работу, получать достойный доход.
   Мы должны ответить на запрос отечественного бизнеса и, конечно, запрос молодого поколения. А значит, вывести наши колледжи, техникумы на самый высокий мировой уровень, существенно обновить материально-техническую базу, повысить квалификацию преподавателей. Мы предлагаем реализовать государственную программу развития системы начального и среднего профессионального образования на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации и бизнеса.
   Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Шесть лет назад Вы поставили нам задачу, чтобы Россия вошла в число ведущих стран мира по условиям ведения бизнеса. И мы сделали значительный шаг вперёд. Но в современном мире, чтобы быть лучшими, конкурентоспособными, надо непрерывно совершенствоваться, причём делать это быстрее, чем другие государства. Нам нужен такой механизм, который бы позволил постоянно реагировать на растущие запросы бизнеса по качеству деловой среды.
   Речь идёт о своевременном внесении изменений в законодательство и нормативную базу, обмене лучшими практиками. В этой связи мы предлагаем создать центр мониторинга и устранения нормативных и регуляторных ограничений на базе Минэкономразвития с участием координационной структуры на уровне Правительства Российской Федерации", - завершил свой доклад А.Никитин.

ИА "Альянс Медиа"
2003 - 2018 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru