30.10.2018  В ОП РФ провели экспертизу нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»

   На прошедшем 25 октября в Общественной палате РФ круглом столе «Обсуждение национального проекта “Международная кооперация и экспорт”» эксперты из числа представителей бизнес-сообщества и госкорпораций, органов государственной власти и общественных организаций внесли предложения по корректировке и дополнению нацпроекта.
   Увеличение объемов экспорта товаров и услуг является одним из ключевых направлений развития страны до 2024 года, согласно майскому указу Президента РФ. Повышение конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках будет реализовываться в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», сообщает пресс-служба ОП РФ.
   Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин напомнил, что рассматриваемый нацпроект включает в себя такие направления, как промышленный экспорт, экспорт сельхозпродукции, логистика международной торговли, экспорт услуг, системные меры развития международной кооперации.
   Илья Семин предложил участникам круглого стола обсудить, насколько запланированные в рамках проекта мероприятия обеспечат достижение этих стратегических задач; окажутся ли показатели экспорта измеримыми и как они будут оцениваться.
   «Для ОП РФ очень важен вопрос создания национального странового бренда, поскольку он должен включать в себя не только собственно национальный бренд, но и отраслевые, региональные, территориальные суббренды. Сейчас они развиваются каждый сам по себе, и надо понять их дальнейшую судьбу. Безусловно, данный нацпроект написан для специалистов по внешнеэкономической деятельности, но мы предлагаем некоторые показатели перевести на язык простых людей, чтобы граждане понимали, зачем вообще нацпроект по экспорту нужен. Вот создали мы тысячу экспортно ориентированных компаний — сколько благодаря этому будет создано новых рабочих мест, как повысится уровень жизни, какие доходы принесет экспорт туристических услуг и как это инвестируется в качество жизни граждан? Ответ на эти вопросы придаст большую легитимизацию в обществе целям и задачам нацпроекта по экспорту. Сегодня мы обсуждаем амбициозные цели развития экспорта», — отметил Илья Семин.
   Советник ректора Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Атрушкевич подчеркнул, что в ходе состоявшегося накануне заседания президентского Совета по стратегическому развитию и нацпроектам были даны определенные оценки, которые в целом совпадают с мнениями экспертов. Так, проведенный университетом анализ свидетельствует о существовании значительного зазора между поставленными Президентом РФ задачами и ситуацией, которая наблюдается практически во всех сегментах несырьевого неэнергетического экспорта. Так, начавшийся в машиностроительной сфере после периода затяжного спада восстановительный рост экспорта определяется не увеличением физических объемов поставок, а ростом цен. По факту за последние пять лет прирост составил 1,6 миллиарда долларов, тогда как рассматриваемый нацпроект предусматривает прирост в 22 миллиарда за шесть лет.
   «С точки зрения внутреннего контура, объем экспорта продукции машиностроения — не только отражение технического уровня и производственного потенциала страны, но и показатель способности эффективно его мобилизовать и реализовать, — сказал Атрушкевич. — Постановка тех или иных целей в данном направлении предполагает их прямое отражение в экспортной и промышленной политике государства. Одна из существенных ошибок тех, кто формировал национальный проект, — они не видят особой разности между экспортной деятельностью и экспортным потенциалом. С нашей точки зрения, на сегодняшнем этапе необходимо выстраивать экспортную политику таким образом, чтобы создать максимально комфортные условия для реализации того экспортного потенциала, который уже существует, сохранился в промышленности. А в перспективе — формировать условия для его наращивания».
   Главным критерием оценки экспортной продукции зарубежными партнерами оказывается не ее технический уровень, а цена и условия финансирования, учитывающие сроки окупаемости. Механизмы господдержки, по мнению Михаила Атрушкевича, должны этому соответствовать. А главная проблема заключается в подходах и понимании предмета регулирования, в объемах и структуре финансирования, которое осуществляется в плане экспорта.
   Генеральный директор ООО «Русский профиль» (г. Красноярск) Сергей Петров рассказал, что одним их действенных механизмов продвижения продукции является демонстрационно-выставочная деятельность, которая, безусловно, требует значительных финансовых вложений, и предложил рассмотреть возможность государственного субсидирования этой деятельности.
   Много вопросов вызвала деятельность торговых представительств, которые, по мнению некоторых компаний-экспортеров, недостаточно активно помогают компаниям в продвижении товара. Директор по развитию компании «Нейрософт» (г. Иваново) Михаил Дурдин напомнил, что торгпредставительства — государственные учреждения, за которыми закреплены конкретные функции и задачи, и делать их них торгового посредника неправомерно. Тем не менее очевидно, по мнению Михаил Дурдина, что ведомство нуждается в реформировании.
   Внимание на проблему раздела тарифных торговых барьеров обратил заместитель управляющего директора холдинга «Объединенные кондитеры» Алексей Носенко. По мнению эксперта, сегодня отечественные производители поставлены в неравные условия со своими зарубежными партнерами: ставки таможенных пошлин для тех и других разнятся, тогда как эти взаимоотношения должны носить зеркальный характер.
   С ним согласился заместитель генерального директора АО «Газпром СтройТЭК Салават» Анатолий Абрамов, и указал на необходимость установления правильной взаимосвязи между импортозамещением и экспортом: производители должны освоить внутренний рынок России, прежде чем выходить на экспортирование товара.
   Модератор круглого стола Илья Семин отметил, что в рассматриваемом нацпроекте предусмотрена единая информационная система реестра экспортеров, включение в которую, по замыслу разработчиков, должно предоставляться ускоренно, кроме того, предусматривает упрощенный возврат НДС, валютный контроль, иные меры поддержки.
   За круглым столом обсудили еще одну важную часть нацпроекта — логистику международной торговли. Эксперты отметили, что в настоящее время в стране недостаточно транспортных мощностей для вывоза того объема продукции, который предприятия готовы нарастить, также необходимо увеличивать количество компаний-перевозчиков.
   Руководитель направления взаимодействия с госорганами и бизнес-сообществами АО «МХК «ЕвроХим» Юрий Чиканцев считает, что для увеличения экспортной выручки, надо увеличивать объем экспорта продукции, а для этого необходимо модернизировать транспортную инфраструктуру: «Надо что-то делать с российскими портами: здесь необходимо государственное участие. Нужно расширять акватории, наводить порядок с арендаторами, строить терминалы. В настоящее время существует ряд законодательных ограничений на строительство портовых терминалов. Надеемся, что Общественная палата РФ станет тем голосом, который услышат, и изменят скорость принятия решений по данному вопросу».
   Президент, председатель правления Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков убежден, что нацпроект по экспорту недостаточно проработан: «Нацпроект необходимо детализировать. Обозначены достаточно длинные сроки — их нужно сокращать, потому что задачи по экспорту являются критически важными. Очень важно предусмотреть в нацпроекте синхронизацию с регионами. Сегодня каждый регион занимается экспортной политикой по-своему. Должна быть четкая ориентация на регионы. Финансирование: не понятно, на какое направление сколько денег выделяется, не понятно, насколько целесообразна такая сумма — значит, мы не можем оценить эффективность. Вопрос об эффективности: должны быть ключевые показатели эффективности (KPI), должен быть обозначен вклад конкретной задачи в итоговый результат».
   Начальник управления промышленной политики Министерства инвестиций и инноваций Московской области Олег Исаев отметил важность участия регионов в нацпроекте и предложил добиться создания методологии учета качества экспортной услуги, ее оценки, а также увязки мероприятий, которые будут проходить в регионах, с конкретными показателями.
   Эксперты также отметили роль национального бренда в сфере продвижения экспорта. Руководитель направления «Сделано в России» фонда «Росконгресс» Михаил Садченков считает, что продвижение государства — коллективная задача, не относящаяся исключительно к продвижению экспорта, а в ее реализации должны принимать участие все министерства, отраслевые структуры, профильные общественные организации.
   «Качество подготовки составляющей по маркетингу и продвижению в рамках нацпроекта неудовлетворительно, не учитывает текущего состояния, текущих расходов государства, конъюнктуры, системного подхода к продвижению страны как таковой. В таком виде согласовать раздел по продвижению нельзя — результата не будет, а государственные средства будут израсходованы без ожидаемого эффекта», — подчеркнул Михаил Садченков.
   Илья Семин согласился, что формирование национального бренда «Сделано в России» — очень важная тема, которая будет обсуждаться в рамках отдельного мероприятия, и пригласил присутствующих к участию в нем.