ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
15-11-2018  В ГД внесен законопроект о регулировании деятельности лизинговых компаний

   Распоряжением Правительства от 12 ноября 2018 года №2452-р в Госдуму внесен законопроект о регулировании деятельности лизинговых компаний. Законопроектом предусматривается введение регулирования деятельности лизинговых компаний, определённых в категорию специальных субъектов лизинговой деятельности, связанных с государством и получающих государственную поддержку или претендующих на неё.
   Такие лизинговые компании предлагается отнести к некредитным финансовым организациям, регистрировать их путём внесения сведений в реестр субъектов лизинговой деятельности Банка России. Для лизинговых компаний, сведения о которых внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности, предлагается ввести саморегулирование на лизинговом рынке. Принятие превентивных мер по повышению транспарентности лизинговой деятельности позволит отслеживать качество роста и при необходимости принимать своевременные меры по предотвращению несостоятельности крупнейших лизингодателей, напрямую или косвенно связанных с государством, сообщается на сайте Кабмина.
   Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» (далее – законопроект) внесён Минфином России.
   Российский рынок лизинга за двадцать лет своего развития достиг значительного размера. Чистые инвестиции в лизинг (стоимость имущества, переданного в лизинг) по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) оцениваются в 1,5 трлн рублей, активы лизингового сектора по МСФО составляют около 2,5 трлн рублей, лизинговый портфель (все неполученные будущие платежи) – 3,5 трлн рублей. Минимальная оценка величины кредитных требований лизингового сектора к экономике составляет около 4% ВВП. Среди финансовых рынков лизинговый сектор занимает второе место по величине кредитных требований после банковского портфеля.
   Анализ лизингового рынка, проведённый федеральными органами исполнительной власти совместно с Банком России, показал, что он является высоко нестабильным в сегменте малых и средних компаний и имеет признаки «теневого» рынка. Ежегодно в России создаётся около пятидесяти и закрывается около сотни лизингодателей.
   При этом лизинговый рынок сталкивается с рядом проблем, которые препятствуют его качественному развитию. Среди них отсутствие требований к системе риск-менеджмента и обеспечению надёжности лизинговых компаний, невозможность оценить реальное финансовое положение лизингодателей на основе отчётности по российским стандартам учёта и отсутствие полной официальной информации о лизинговом рынке, а также достоверность отчётности лизингодателей. Низкая информационная прозрачность рынка приводит к увеличению системных рисков лизинговой деятельности по мере его роста.
   Крупнейшими участниками лизингового рынка являются компании, в капитале которых значительная доля принадлежит государству. С учётом банков, связанных с государством и Банком России, государству принадлежит от 50 до 70% активов лизингового сектора.
   Законопроектом предусматривается введение регулирования деятельности лизинговых компаний, определённых в категорию специальных субъектов лизинговой деятельности, связанных с государством и получающих государственную поддержку или претендующих на неё. Такие лизинговые компании предлагается отнести к некредитным финансовым организациям. Предусматривается регистрация таких компаний путём внесения сведений о них в реестр субъектов лизинговой деятельности Банка России.
   Также предусматривается введение саморегулирования на лизинговом рынке для компаний, сведения о которых внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности. Создание саморегулируемых организаций на лизинговом рынке будет способствовать, в частности, разработке обязательных для субъектов лизинговой деятельности базовых стандартов, предоставит субъектам лизинговой деятельности возможность самостоятельно урегулировать отдельные отраслевые проблемы, включая вопросы в сфере управления рисками и внутреннего контроля. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение транспарентности финансового положения лизингодателей за счёт перехода на отраслевые стандарты, отвечающие принципам МСФО, позволят унифицировать правила риск-менеджмента и внутреннего контроля для лизингодателей.
   Принятие превентивных мер по повышению транспарентности лизинговой деятельности позволит отслеживать качество роста и при необходимости принимать своевременные меры по предотвращению несостоятельности крупнейших лизингодателей, напрямую или косвенно связанных с государством.
   Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 8 ноября 2018 года.

ИА "Альянс Медиа"
2003 - 2018 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru