01.02.2013 15:04
Новости.
Просмотров всего: 4708; сегодня: 2.

Кидяев назвал резервы для роста доходной базы МСУ

Президент РФ Владимир Путин провёл заседание Совета по развитию местного самоуправления

На вопросы er.ru о нынешнем положении дел в местном самоуправлении (МСУ) в стране ответил участник прошедшего заседания, председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» Виктор Кидяев.

- Виктор Борисович, муниципальный уровень власти – самый близкий к людям. Но муниципалам сегодня приходится очень нелегко. Об этом говорил в четверг президент – проверки контрольно-надзорных инстанций, дефицит денег в бюджете…

- Проблем во взаимоотношениях органов местного самоуправления с государственными контрольно-надзорными органами действительно немало. Это и избыток запросов на информацию, доступную в открытых источниках сети Интернет и в официальных, в том числе служебных, источниках. И недостаточная отрегулированность порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий. И необоснованно короткие сроки для устранения выявленных контролёрами нарушений. И многое другое. Все эти проблемы нам предстоит решать в ближайшее время.

- А наполнение муниципальных бюджетов?

- Это главная наша проблема. Низкие финансовые возможности не позволяют муниципалам исполнять даже свои основные полномочия – я уже не говорю о формировании бюджета развития.

Объём полномочий МСУ постоянно увеличивается. По анализу, который наш комитет проводил в конце прошлого года, муниципальные полномочия в настоящий момент регулируются более чем 500 федеральными законами. Весьма красноречивые цифры.

Конечно, есть и обратные примеры. Часть полномочий, принадлежавших ранее муниципалам, передана на уровень субъектов Российской Федерации, например, в сферах образования и здравоохранения.

Это, конечно, снижает финансовую нагрузку на муниципалитеты, но только частично. Ведь перечень муниципальных полномочий, повторюсь, тем не менее, очень велик.

Причём, это достаточно проблемные, ресурсоемкие сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, местные дороги, социальное жилье, объекты культуры.

Понятное дело, что в таких условиях исполнять ещё и требования контрольно-надзорных органов, например, по ремонту объекта, переданного в муниципальную собственность, не представляется возможным.

Вот и получается, что требования пожарных, МВД, санитарных врачей, прокуроров, экологов вроде бы правильные, законные, но выполнить их органы местного самоуправления нередко не могут. Просто нет денег.

- Так что же делать для того, чтобы сократить число необоснованных прокурорских претензий к муниципалам?

- Важно согласовать размер требований, предъявляемых надзорными органами, с размером средств, имеющихся в распоряжении муниципалов. До тех пор, пока мы не приведём их в соответствие, главы будут или по примеру Удмуртии брать кредиты на выплату штрафов, или просто слагать полномочия, отсидев вместо уплаты штрафа в изоляторе.

- Выход есть?

- Есть два пути. Сократить размер данных требований, проведя перед этим их тщательную инвентаризацию. Либо увеличить доходную базу местного самоуправления. И второй путь, на мой взгляд, более правильный и перспективный.

- А много ли вообще денег нужно муниципалитетам?

- Когда в 2003 году принимался проект нашего базового 131-го закона, в финансово-экономическом обосновании к нему расходы местных бюджетов были оценены примерно в 8% ВВП. Прошло почти десять лет. ВВП у нас составил в 2012 году более 61 трлн. рублей. Получается, что расходы местных бюджетов должны быть на уровне 5 трлн. рублей. А в этом же году доходы всех местных бюджетов составили только 3 трлн. рублей. Как видим, расходы с доходами разошлись на 2 трлн. рублей. Такие вот цифры.

- Неужели всё так безрадостно?

- Я бы не стал делать такой вывод. Власть чётко понимает, что проблему эту нужно решать. Об этом говорил в своих программных статьях, в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин. Он неоднократно призывал вырабатывать пути их решения. И движение есть!

- Например?

- В прошлом году внесён ряд существенных изменений в законодательство. Согласно им, у муниципалов появились или вскоре появятся (не все принятые нормы уже вступили в силу) новые источники пополнения местных бюджетов. Я имею в виду единый сельхозналог, налог в виде стоимости патента, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, отмену некоторых федеральных льгот по земельному налогу, местные штрафы, отчисления от акцизов на ГСМ, аренду и продажу земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

К 2016 году весь комплекс мер увеличит бюджетные доходы муниципалитетов примерно на 60 млрд. руб.

Всё это не только позволит муниципалам исполнять свои полномочия и повысит качество предоставляемых населению муниципальных услуг, но и наладит более продуктивное взаимодействие муниципальной власти с государственными контрольно-надзорными органами.

При этом надо отметить, что в ряде регионов – и это видно по нашему мониторингу – уже сегодня органы МСУ взаимодействуют с контрольно-надзорными органами достаточно позитивно и эффективно. Важно поддержать это сотрудничество, устанавливать взаимопонимание между ними в целом по стране. Множить положительную практику.

Нужно дать муниципалитетам удочку, а не просто накормить рыбой. Для этого, на наш взгляд, необходимо обеспечить движение в следующих направлениях.

- В каких направлениях, как Вы считаете, необходимо двигаться, помимо улучшения финансирования муниципальных образований?

- Во-первых, надо закрепить, принципы организации и осуществления контроля в отношении органов МСУ, более строго прописать виды и порядок проведения плановых и внеплановых проверок. Для плановых проверок должна быть установлена адекватная периодичность. Для внеплановых – разумные основания.

Второе. Следует законодательно отрегулировать сроки рассмотрения прокурорского запроса и прокурорского протеста. При этом следует ограничить право контрольно-надзорных органов требовать незамедлительного ответа. На приведение муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и региональным законодательством должно быть отведено не менее 6 месяцев.

- Часто муниципалитеты проверяются всеми и сразу.

- Да, такая практика, увы, есть. Поэтому третий пункт – запретить проведение одновременных, особенно дублирующих проверок органов местного самоуправления несколькими контрольно-надзорными органами. Также обязательно должно быть исключено дублирование контрольных и надзорных полномочий проверяющих органов различных уровней.

В-четвёртых, мы предлагаем пересмотреть систему оценки результативности деятельности контрольно-надзорных органов, исключив прямую её увязку с количеством выявленных нарушений и вынесенных по ним мер реагирования.

Пятое наше предложение – включить в обязанности руководителей федеральных органов исполнительной власти полномочия по обеспечению оказания регулярной консультативной, методической и информационной помощи органам региональной и муниципальной власти для улучшения качества принимаемых ими правовых актов.

В-шестых, следует исключить органы МСУ из числа субъектов административных правонарушений в качестве юридических лиц. К административной ответственности нужно привлекать только конкретных должностных лиц при условии доказанности их вины.

В-седьмых, размеры штрафов, устанавливаемых в отношении должностных лиц, надо привести в соответствие со степенью общественной вредности нарушения, степенью вины штрафуемого и его доходами. Штрафы порой достигают размера месячной зарплаты, а иногда и превышают её.

- По-вашему, эти меры изменят ситуацию?

- Могу предположить, что они позволят в определённой степени повысить эффективность взаимодействия контрольно-надзорных госорганов с муниципальными властями. Но полного решения проблемы мы не получим, пока не уладим вопросы, связанные с финансированием.

- Что ещё, на Ваш взгляд, нужно сделать?

- Нужно посоветоваться с самими муниципалитетами. Именно поэтому я поддерживаю идею президента Владимира Путина собрать съезд муниципальных образований всей страны в Москве. Нужно всем вместе поговорить и о полномочиях, и о качестве их исполнения, и о контроле за этим, и о доходах местных бюджетов, и о развитии МСУ в целом. Люди на местах ждут этого.

А ещё я целиком и полностью поддерживаю предложение президента о создании постоянно действующих тематических комиссий по вопросам полномочий, территориальной организации, финансово-экономического и кадрового обеспечения местного самоуправления, в том числе комиссию по вопросам поддержки гражданских инициатив и развитию общественного контроля.

Главное, что и во властных структурах, и в экспертных кругах, и в обществе есть объективное понимание проблем и желание их решать.


Ньюсмейкер: Партия Единая Россия — 183 публикации
Поделиться:

Интересно:

Московская молодежь вернулась из первой антарктической экспедиции
17.12.2024 13:18 Новости
Московская молодежь вернулась из первой антарктической экспедиции
Завершилась Московская молодежная антарктическая экспедиция. В ней приняли участие 13 школьников и студентов колледжей. Об этом рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Вот и подошел к концу первый поход юных...
Путешествие по монетным дворам России
17.12.2024 09:44 Аналитика
Путешествие по монетным дворам России
В современной России действуют лишь два монетных двора — Московский и Санкт-Петербургский. Однако так было не всегда. Древние княжества, каждое со своей столицей, на протяжении многих десятилетий чеканили собственные деньги. Первый российский стандарт для монет...
Состоялся очередной показ бренда Misha’Le
17.12.2024 00:21 Мероприятия
Состоялся очередной показ бренда Misha’Le
14 декабря 2024 года в Москве на ВДНХ в рамках «Праздника фантазии» состоялись организованные проектом «Московское долголетие» дизайнерские показы модной одежды, где бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой представил свою новую коллекцию «Русский триколор». Коллекция подчёркивает российскую...
Тульская наступательная операция 1941 года
15.12.2024 09:03 Аналитика
Тульская наступательная операция 1941 года
В декабре 1941 года завершилась Тульская наступательная операция, в результате которой была ликвидирована угроза окружения Москвы с юга. Бои за Тулу стали важной частью битвы за Москву, начавшейся 30 сентября 1941 г. В рамках операции вермахата «Тайфун» планировалось окружить советскую столицу...
Андрей Первозванный - покровитель моряков, разведчиков и дипломатов
13.12.2024 11:34 Аналитика
Андрей Первозванный - покровитель моряков, разведчиков и дипломатов
Апостол Андрей Первозванный, чей день памяти мы отмечаем 13 декабря, - один из самых загадочных учеников Христа. С одной стороны, он первый, кого Спаситель позвал следовать за собой, отсюда имя. С другой - первоверховным, то есть возглавляющим последователей Иисуса, считают не Андрея, а его...