Согласно статье 551 Гражданского кодекса РФ, независимо от того, какой статус имеет объект недвижимости – жилой или нежилой, переход права собственности на него подлежит обязательной государственной регистрации. Именно момент государственной регистрации перехода права собственности от одного лица к другому считается моментом, когда покупатель (одаряемый, рентоплательщик и т.п.) недвижимости получает официальное право собственности на данный объект и становится его полноправным владельцем. О том, как происходит государственная регистрация перехода права собственности и какие документы необходимо предоставить в орган, осуществляющий государственную регистрацию, рассказывают специалисты юридического департамента ГК «МИЦ».
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество производится внесением записи о новом зарегистрированном праве собственности в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В Москве орган, ответственный за регистрацию перехода права собственности в результате заключения сделки купли-продажи жилья, – это Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве.
Примечательно, что до недавнего времени при купле-продаже жилой недвижимости совершалось два регистрационных акта: во-первых, регистрация собственно договора купли-продажи, во-вторых, регистрация перехода права собственности от продавца к покупателю. Именно с момента государственной регистрации договора купли-продажи сделка считалась заключенной. Однако весной 2013 года обязательную регистрацию договора купли-продажи отменили, поэтому сегодня сделка купли-продажи считается заключенной с момента подписания договора купли-продажи.
Для того чтобы зарегистрировать переход права собственности от покупателя к продавцу, оба участника сделки должны подать заявления на регистрацию, оформленные в простой письменной форме, в УФРС кадастра и картографии по Москве. Также необходимо предоставить правоустанавливающие документы на жилье, документы из бюро технической инвентаризации (БТИ), копию финансово-лицевого счета, а также договор купли-продажи, на основании которого происходит переход права собственности. Безусловно, заявители должны при себе иметь документы, удостоверяющие их личность.
Руководитель юридического департамента ГК «МИЦ» Дарья Погорельская предупреждает, что регистрация перехода права собственности может быть приостановлена, более того – в ней и вовсе может быть отказано. Как правило, причина, почему это случается – ненадлежащее состояние представленных документов. Обычно в такой ситуации лица, заинтересованные в осуществлении государственной регистрации перехода права собственности, оперативно исправляют допущенные неточности. В таком случае процесс государственной регистрации возобновляется. Однако могут быть и другие более значительные проблемы и трудности, стопорящие процесс регистрации или вовсе делающие его невозможным, – например обнаружение того факта, что объект недвижимости находится в залоге у банка или что на него наложен арест.