Статус саморегулируемой организации может получить юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму некоммерческого партнерства и соответствующее требованиям Федерального закона «О саморегулируемых организациях», а также требованиям отраслевого законодательства. В случае со СРО в строительной отрасли отраслевое законодательство представлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Основы регулирования в сфере организации и реализации государственного надзора заложены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В отношении саморегулируемых организаций данная область регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций». В качестве органа, осуществляющего надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, в постановлении указана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
История взаимоотношений саморегулируемых организаций в строительной отрасли и Ростехнадзора далеко не всегда складывалась гладко. Так, имели место случаи массового приостановления внесения сведений в государственный реестр сразу большого количества саморегулируемых организаций, вызывавшие у СРО определенные сомнения в достаточной обоснованности и необходимости принятия таких строгих мер.
Не так давно был свернут проект по организации электронного взаимодействия с регулятором. Кроме того, в начале сентября 2013 в НОСТРОЙ было направлено письмо из Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в котором сообщалось о прекращении рассмотрения Ростехнадзором уведомлений, направляемых СРО посредством электронной почты.
На фоне сворачивания регулятором инициатив по упрощению взаимодействия и заявления о намерении уделять в 2014 году пристальное внимание проверкам деятельности саморегулируемых организаций строительной сферы, СРО обеспокоены возможностью возникновения новых эксцессов.
В этой связи саморегулируемое сообщество выдвигает целый ряд стратегических инициатив, которые могли бы способствовать оптимизации деятельности регуляторов. Прежде всего, оно призывает более четко определить на нормативном уровне цели и задачи государственного надзора за СРО, в целях повышения его эффективности. Далее, предлагается избегать ситуаций с внесением изменений в законодательство без учета мнения профессионального сообщества. Кроме того, саморегулируемые организации считают, что важно ограничить круг запрашиваемых государственными органами документов. В первую очередь это касается документов, уже имеющихся в органах государственной власти.
Помимо таких общих целей, у саморегулируемых организаций есть список вполне конкретных желаемых улучшений в процессах взаимодействия непосредственно с Ростехнодзором. Так, СРО выступают за строгое соблюдение сроков по внесению информации в государственный реестр. На данный момент это требование не всегда выполняется. Имеют место немотивированные отказы со стороны регулятора, например, в ситуациях с подачей утвержденных общим собранием СРО требований к выдаче свидетельств о допуске. Очевидно, что наличие мотивировочной части необходимо саморегулируемым организациям для устранения недочетов, несоответствий и возможных нарушений. Наконец, существует потребность в реализации электронного документооборота и взаимодействия с регулятором в двустороннем порядке, допускающего не только отправку документов в электронном формате, но и получение писем от регулятора, а также пересылку выписок их реестра.
Генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев прокомментировал ситуацию следующим образом: «Практическая реализация электронного документооборота позволила бы существенно упростить отдельные аспекты работы саморегулируемых организаций, включая процессы взаимодействия с регулятором. Переход на электронный документооборот способен высвободить заметное количество человеческих и финансовых ресурсов саморегулируемых организаций, не говоря уже о сокращении сроков выполнения любых необходимых действий и повышении оперативности переписки. К сожалению, данный вопрос пока что оказался в подвешенном состоянии, но мы надеемся, что в итоге он все-таки будет решен в положительном ключе».