Споры и разногласия - неизбежное явление в бизнесе. Грамотное управление конфликтами позволяет снижать накал противостояния и извлекать из него пользу, направляя на развитие партнерских отношений и поиск взаимовыгодного компромисса между сторонами спора.
В России коммерческие споры чаще всего разрешаются с помощью переговоров между сторонами конфликта, арбитражных разбирательств или посредством передачи дела в третейский суд. В последнее время в этой сфере появились новые способы урегулирования конфликтов, фокусирующиеся на обоюдовыгодном примирении сторон.
Одна из таких процедур – медиация, то есть внесудебное и добровольное разрешение конфликтных ситуаций посредством проведения переговоров между сторонами с участием нейтрального модератора - медиатора. Важно, что медиатор не является судьей или арбитром, не выносит самостоятельно никаких решений относительно спора. Цель и задача медиатора - помочь спорящим сторонам найти приемлемый компромисс. Итоговое решение по урегулированию конфликта принимается участниками спора.
Подавляющее большинство конфликтов, разрешаемых при участии медиатора, завершается в положительном ключе и сопровождается заключением выгодного обеим сторонам медиативного соглашения.
Медиация обладает рядом существенных преимуществ перед традиционным судебным процессом. Медиация - полностью добровольная процедура, осуществляется исключительно по соглашению сторон конфликта. Традиционный судебный процесс представляет из себя метод принудительного разрешения спора, он возбуждается вследствие подачи истцом соответствующего заявления и его инициация не зависит от воли ответчика. Судьи в процессе назначаются, и напротив, медиатор выбирается непосредственно сторонами спора из списка лиц, заслуживающих доверия и обладающих определенным авторитетом.
Процесс медиации, как правило, занимает существенно меньше времени, чем судебное рассмотрение. Стоит добавить, что в ходе судебного процесса стороны несут существенные расходы в виде госпошлины и оплаты услуг юристов и адвоката. Важно, что регламент медиации формируется сторонами конфликта, процедура проходит быстро, она менее формализована и менее затратна по сравнению с судебным процессом.
Наконец, судебный процесс отличается публичностью, он открыт для доступа третьих лиц. Медиационный процесс позволяет сохранить конфиденциальность, что гарантирует полное сохранение коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
Более того, медиация позволяет учитывать личные и психологические элементы конфликта, которые совершенно не учитываются в процессе судебного разбирательства.
Также стоит помнить, что суд выносит решение в пользу одной из сторон, при этом вторая сторона неизбежно оказывается проигравшей. В рамках медиации проигравших сторон не бывает, посредник не наделен властными полномочиями, он стремится примирить спорящие стороны, найти приемлемый для всех участников выход, а не решить дело в пользу той или иной стороны. По итогам медиации участники все стороны спора оказываются в выигрыше - они самостоятельно и добровольно принимают решение, учитывающее их обоюдные интересы.
Медиация в сфере бизнеса применима к самым разным типам конфликтов. К спорам с постоянными и иными значимыми деловыми партнерами (заказчиками, подрядчиками, покупателями, поставщиками), когда стороны заинтересованы в продолжении сотрудничества и хотят сохранить коммерческие отношения. К внутрикорпоративным спорам, где заметную роль играют личные отношения сторон конфликта, а именно: к конфликтам между акционерами (участниками) компании, между топ-менеджерами и акционерами (участниками) компании, к спорам при разделе компании или выходе акционера из бизнеса. Кроме того, медиация доказала свою эффективность в спорах, связанных с авторским правом и интеллектуальной собственностью, конфликтах с возможными конкурентами и в коллективных трудовых спорах.
Компания «Купол» предоставляет профессиональную помощь в урегулировании споров в области бизнеса. Медиаторы компании имеют высшее юридическое образование и прошли курс обучения в соответствии с Программой подготовки медиаторов, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2011 № 187. Наши специалисты обладают солидным опытом успешного разрешения конфликтов и содействия спорящим сторонам.
Подробности о досудебном разрешении споров специалистами компании “Купол” можно получить на сайте.