Одним росчерком пера Кабмин и Верховна Рада подвергли дискриминации более 100 тысяч предпринимателей Донбасса. К такому выводу пришли эксперты общественной инициативы Александра Клименко "Восстановление Донбасса" проанализировав нормы Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине" (№1797-VIII).
На горячую линию инициативы поступило несколько обращений от физических лиц - предпринимателей, местом регистрации которых являются временно неподконтрольные территории Донбасса и "серая зона". Они обратили внимание на то, что попали под двойное налогообложение и попросили консультацию.
Эксперты инициативы проанализировали данную ситуацию и пришли к выводу, что Законом "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине" Налоговый кодекс был дополнен нормами для налогоплательщиков из зоны проведения АТО, которые вступили в силу с 1 января 2017, и действительно поставили предпринимателей Донбасса в неоднозначное положение.
Речь идет о пункте 38.9. подраздела 10 "Другие переходные положения" раздела ХХ Налогового кодекса Украины (НКУ). "Во время начисления (выплаты) физическим лицам - предпринимателям, местонахождением или местожительством которых является временно оккупированная территория и/или территория населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения (независимо от системы налогообложения), дохода от осуществления ими предпринимательской деятельности субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, которые начисляют (выплачивают) такой доход, обязаны удержать налог на доходы у источника выплаты. При этом на таких лиц не распространяется действие пункта 177.8 статьи 177 данного Кодекса".
Таким образом, с 2017 года налоговые агенты, проводящие начисления (выплаты) таким предпринимателям, обязаны удерживать с них налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и одновременно военный сбор (ВС). То есть для этих предпринимателей, независимо от системы налогообложения (общая или единый налог) действует такой же порядок налогообложения как и для обычных физических лиц: НДФЛ - 18% и ВС - 1,5% от суммы дохода. Получается двойное налогообложение. Предприниматель сам платит налоги, плюс налоги удерживает и налоговый агент.
В то же время законодатели не учли, что ст. 177 НКУ "Налогообложение доходов, полученных физическим лицом - предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения" устанавливает правила налогообложения доходов, полученных ФЛП от проведения хозяйственной деятельности, кроме лиц, которые избрали упрощенную систему налогообложения. В частности, п. 177.9 ст. 179 НКУ обязывает ФЛП, которые выбрали упрощенную систему налогообложения, облагать свои доходы в соответствии с нормами раздела XIV НКУ. Таким образом, существует противоречие между нормами НКУ.
Формально нововведение не должно распространятся на ФЛП, которые на 1 января 2017 года избрали упрощенную систему и внесены в Реестр плательщиков единого налога. В тоже время на практике при отсутствии разъяснений соответствующих органов (Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, Минфина, ДФС) налоговые агенты, напуганные новой нормой, удерживают НДФС и ВС с доходов ФЛП, независимо от системы налогообложения.
Таким образом, можно сделать два вывода. Первый, фактически с помощью налогового давления парализована предпринимательская деятельность физических лиц, местонахождением (местом проживания) которых является "временно оккупированная территория и/или территория населенных пунктов, которые расположены на линии соприкосновения". И второй, с 1 января 2017 года по сути правительство решило пополнить бюджет как раз за счет этих предпринимателей.
Единственное решение, которое предлагает ГФС - это перерегистрация на подконтрольные территории, и соответственно, постановка на учет в контролирующем органе по новому местонахождению. К сожалению, такая рекомендация неприемлема для ФЛП-переселенцев, которые не имеют постоянного жилья и вынуждены пользоваться наемным или другим жильем, переезжать из одного населенного пункта в другой. Но еще хуже ситуация у ФЛП с линии соприкосновения. На статус переселенца они претендовать не могут, регистрироваться по-новому им негде, а по-сути и незачем.
Общественная инициатива направила соответствующие запросы в ВРУ, Минфин и ДФС. По факту получения ответов мы их опубликуем. А пока, экспертами инициативы разработаны рекомендации для предпринимателей, попавших под двойное налогообложение от государства. Ознакомится с ними вы можете по ссылке.
Отметим, что вчера ВРУ приняла Законопроект "Про внесение изменений в Налоговый кодекс Украина об уточнении некоторых положений и устранении противоречий, которые возникли при принятии Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине", убрав из числа дискриминированных предпринимателей тех, кто зарегистрирован в населенных пунктах на линии соприкосновения. К сожалению, на сегодняшний момент, на сайте ВРУ отсутствует его окончательная редакция.
Напомним, что интересующие вас вопросы по юридической и налоговой тематике Вы можете задать позвонив на телефоны горячей линии общественной инициативы "Восстановление Донбасса". Телефоны: (095)132-00-22, (063) 132-00-22, (098) 132-00-22.