Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов представил в понедельник Владимиру Путину свой очередной ежегодный доклад.
С мая 2018 года институт бизнес-омбудсмена (включая региональные подразделения) принял от предпринимателей 9816 обращений (за все время работы – 65 129). 85% обращений проходят по категории «Административные дела», 15% – по категории «Уголовные дела». В обращениях, напрямую поступающих в центральный аппарат Уполномоченного, соотношение иное: здесь с незаконным уголовным преследованием бизнеса связана каждая третья жалоба, сообщается на сайте Ombudsmanbiz.
За год Уполномоченному удалось в 68 случаях добиться прекращения уголовного дела на стадии следствия. В 8 случаях приговор был отменен, либо уголовное дело прекращено судом. Еще в 8 – состав преступления переквалифицирован, первоначально назначенная мера принуждения отменена. В 4 случаях суд возвратил уголовное дело прокурору, в 3 – приговор был изменен, наказание снижено или отменено. В 46 случаях для предпринимателя была изменена мера пресечения, в 67 – приняты меры прокурорского реагирования.
В докладе предлагается наделить Уполномоченного при Президенте и региональных бизнес-омбудсменов дополнительными правами. В частности, дать им право выступать представителями защищаемых субъектов во всех типах судопроизводства, вступать в дело в качестве защитника (в уголовном процессе) и для дачи заключения (в арбитражном процессе). Выступать административными истцами, обжаловать вступившие в силу судебные акты (в административном судопроизводстве). Оспаривать в судах муниципальные правовые акты с их приостановлением до вступления в силу решения суда. Посещать места содержания под стражей и места лишения свободы без специального на то разрешения.
Все уполномоченные должны получить свидетельский иммунитет, отмечается в докладе. Они не должны допрашиваться в качестве свидетелей по обстоятельствам, ставшим им известными в связи с выполнением их функций.
В отдельном разделе доклада зафиксированы наиболее острые проблемы уголовного преследования предпринимателей. Это нарушения при выборе меры пресечения в виде заключения в СИЗО, не признание судами предпринимательского статуса обвиняемых (в том числе в случаях, когда речь идет о выполнении государственных и муниципальных контрактов), неоправданно частое применение к бизнесу статьи 210 УК РФ (организация преступного сообщества). Для решения проблем предлагается внести соответствующие корректировки в Уголовно-процессуальный кодекс, а также наделить Генеральную прокуратуру новыми процессуальными полномочиями.
В докладе Уполномоченного впервые появился раздел под названием «Индекс административного давления». Он представляет собой статистическое исследование ситуации в регионах, которое отражает пять параметров:
– доля предпринимателей, подвергнутых контролю и надзору;
– доля предупреждений от общего числа административных наказаний;
– доля штрафов, наложенных без проведения проверок (по результатам так называемых административных расследований);
– средний штраф на одного предпринимателя;
– «административный налог» (показатель, отражающий фискальную ориентированность контрольно-надзорной деятельности).
По сумме показателей регион занимает в общем рейтинге то или иное место. Первая пятерка регионов, в которых административное давление наиболее щадящее, выглядит следующим образом:
– Удмуртская Республика;
– Республика Марий Эл;
– Республика Хакасия;
– Республика Коми;
– Московская область.
Пятерка, замыкающая рейтинг, в свою очередь, выглядит так:
– Пермский край;
– Тульская область;
– Белгородская область;
– Курская область,
– Саратовская область.
Индекс предложено сделать инструментом измерения и корректировки административного давления в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности.