16 декабря 2021 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось общественное обсуждение двух законопроектов «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», инициированное Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Титовым Б.Ю.
Валерия Герасименко, генеральный директор Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица», выступила с докладом против введения системы случайного выбора арбитражных управляющих. В рамках доклада спикер указала на то, что такая система уже существует при подаче заявления о банкротстве должником или аффилированным с должником лицом, а лишение собрания кредиторов и иных заявителей права выбирать СРО и АУ противоречит духу закона о банкротстве. В обсуждении приняли участие отраслевые специалисты в лице Национального союза профессионалов антикризисного управления, а также деловое и научное сообщество.
По данным статистики Единого Федерального реестра банкротства за 2019-2020 гг., удовлетворено не более 5% требований кредиторов. В 60% процедур банкротства кредиторам ничего не выплачивалось. Доля реабилитационных процедур банкротства организаций не превышает 2%. В конечном итоге в Государственную Думу внесены сразу два альтернативных проекта изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Один из них разработан Минэкономразвития РФ и внесен Правительством РФ, второй - депутатом Государственной Думы Ириной Чирковой. В какой-то степени законопроекты совпадают, например, проекты предлагают создание новой реабилитационной процедуры – реструктуризации долгов, которая направлена на восстановление платежеспособности должника, а также сохранение предпринимательской деятельности.
В то же время альтернативный законопроект предлагает сохранить существующие процедуры наблюдения, финансовое оздоровление, внешнее управление в делах о несостоятельности. В обоих законопроектах предусмотрено изменение метода отбора АУ для введения процедур банкротства – предусмотрена возможность балльной оценки и оценки по объективным показателям, а также отбора арбитражных управляющих с использованием механизма случайного выбора.