17 декабря в гранд-отеле «Marriott Москва» прошло заседание Банкротного Клуба. В рамках мероприятия профессиональное сообщество обсудило актуальные юридические вопросы в сфере банкротства, а также рассмотрело знаковые решения судебных инстанций.
В рамках заседания спикеры и участники обсудили тему погашения мораторных процентов от реализации предмета залога, права КДЛ по обжалованию действий арбитражных управляющих и подняли вопрос о признании собственника мнимым на примере свежих кейсов из юридической практики.
Евгений Исаков, арбитражный управляющий, член Совета Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица» выступил с докладом о праве ответчика обжаловать действия АУ по иску о привлечении к субсидиарной ответственности. Своим определением СКЭС ВС № 307-ЭС21-9176 по делу бывшего руководителя ООО «Финансовая компания «Присцельс», Верховный суд РФ впервые разрешил контролирующему лицу обжаловать действия управляющего. Также в качестве схожего примера г-н Исаков привел Определение ВС от 17.09.2021 по делу 304-ЭС21-15824 дело ООО «М-Стройиндустрия».
Таким образом можно увидеть сразу два судебных акта с разницей в две недели, которые наделяют руководителя должника правом подавать жалобы на АУ при наличии абсолютно разных доказательств такого права: в деле ООО «Финансовая компания «Присцельс» ВС указал нижестоящим судам на то, что они не исследовали права обратиться директору с жалобой как кредитору (хотя об этом не было ни слова ни в одном судебном акте), а в деле ООО «М-Стройиндустрия» суды наделили участника общества правами представителя участников (учредителей) при отсутствии документа об избрании его таковым, а также при отсутствии доказательств корпоративного конфликта. По мнению профессионального сообщества своими решениями ВС РФ окончательно сформировал позицию по поводу правомочий контролирующего лица в банкротном деле.
Верховный Суд своим подходом создает себе дополнительную работу в виде рассмотрения жалоб от лиц, которые являются сегодня самой слабой стороной в делах о банкротстве – это предприниматели. Их слабость не в полномочиях в деле о банкротстве, их слабость в отсутствии правовых механизмов, которые позволили им самим без участия суда и управляющих восстановить платежеспособность в условиях кризиса: привлечь инвесторов без риска субординации, иметь возможность договориться об отсрочке (в том числе налоговых платежей), представить какой-то план действий, который будет реализован под контролем как собственников, так и основных кредиторов.
«Данная практика, по моему мнению, может стать причиной возникновения обособленных споров и жалоб на управляющего в других делах о банкротстве. До обсуждаемых судебных актов управляющий имел иммунитет от жалоб КДЛ на свои действия, сейчас он исчез. И поэтому мы имеем еще один существенный минус после ослабления позиции кредиторов – еще большее понижение статуса арбитражного управляющего, который и так осуществляет свою деятельность в очень агрессивной среде и при излишней зарегулированности. Суд создает еще больше рисков и давления на управляющих, которые действуют на основании судебных актов им вынесенных. В этом я вижу нарушение прав АУ», — резюмировал Евгений Исаков.
Валерия Герасименко, генеральный директор Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица» также приняла участие в мероприятии вместе с профессионалами сферы банкротства и отраслевыми экспертами.