С конца сентября 2022 года до 31 января 2023 года банки предоставили участникам СВО и членам их семей кредитные каникулы на 67,5 млрд рублей, в том числе в январе — на 3,9 млрд рублей по 6,8 тыс. кредитов.
Без учета кредитных каникул, оформленных в связи с СВО, банки за январь реструктурировали 68,1 тыс. кредитов граждан на 31,4 млрд рублей и 1,7 тыс. кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства на 56,7 млрд рублей.
Динамика реструктуризации кредитов
населения и бизнеса.
В марте 2022 года в связи с осложнением экономической ситуации, связанным с введением санкций в отношении Российской Федерации, было принято решение о возобновлении действия статей 6 и 7 Федерального закона № 106‑ФЗ на период до 30 сентября 2022 года. Впоследствии действие кредитных каникул было продлено на период с 1 января по 31 марта 2023 года. Кроме того, как и в период пандемии коронавирусной инфекции, Банк России рекомендовал рассматривать заявления заемщиков, испытывающих сложности с исполнением кредитных обязательств, и предоставлять реструктуризацию в рамках собственных программ банков.
С 7 октября 2022 года вступил в силу Федеральный закон № 377‑ФЗ, который дает право гражданам, призванным на военную службу в рамках мобилизации, а также членам их семей оформить кредитные каникулы.
С 20 октября 2022 года вступила в силу статья 7.3 Федерального закона № 106‑ФЗ, регулирующая предоставление кредитных каникул обществам с ограниченной ответственностью (ООО), состоящим из одного участника-военнослужащего.
В настоящем материале представлены итоги мониторинга реструктуризации кредитов физических лиц и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в условиях действия санкций за март 2022 – январь 2023 года, а также кредитов юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, за период с 19 февраля 2022 года по 31 января 2023 года. Информация о кредитных каникулах в рамках Федерального закона № 377‑ФЗ и статьи 7.3 Федерального закона № 106‑ФЗ приведена за период с 21 сентября 2022 года по 31 января 2023 года.
Согласно информации, полученной от банков, спрос на реструктуризацию кредитов в январе 2023 года по сравнению с декабрем 2022 года сократился со стороны как физических лиц, так и субъектов МСП, что в определенной мере связано с продолжительными новогодними каникулами.
Реструктуризация кредитов физических лиц.
Реструктуризация кредитов в условиях санкций.
В январе 2023 года7 количество поступивших заявок на реструктуризацию от физических лиц снизилось на 6,7% по сравнению с декабрем 2022 года, что в определенной мере связано с продолжительными новогодними каникулами. Банками было получено 173,3 тыс. заявок.
Всего за март 2022 – январь 2023 года поступило 2496,6 тыс. заявлений физических лиц об изменении условий кредитных договоров: 2145,4 тыс. – по собственным программам банков, 335,9 тыс. – о предоставлении кредитных каникул и 15,3 тыс. – ипотечных каникул.
Процент одобренных заявок по состоянию на конец января составил почти 44% от рассмотренных (в частности, по собственным программам – 45%, по кредитным каникулам – 36%, по ипотечным – 53,5%).
Основными причинами отказа в кредитных каникулах продолжают оставаться превышение максимального размера кредита и неподтверждение снижения дохода заемщика, в ипотечных каникулах – отсутствие информации, подтверждающей нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации.
Всего за март 2022 – январь 2023 года проведена реструктуризация почти 1,1 млн кредитных договоров на общую сумму 486,8 млрд руб.:
- по собственным программам банков – 930,7 тыс. на 412,2 млрд руб.;
- в рамках Федерального закона №106‑ФЗ – 112,5 тыс. на 50 млрд руб.;
- в рамках Закона № 353‑ФЗ / ипотечные каникулы – 7,5 тыс. на 24,5 млрд рублей.
Реструктуризация кредитов в рамках Федерального закона № 377‑ФЗ.
Согласно информации, полученной от 44 банков (включая все системно значимые кредитные организации, СЗКО), за период с 21 сентября 2022 года по 31 января 2023 года банки фактически предоставили реструктуризацию по 174,4 тыс. кредитных договоров военнослужащих и / или членов их семей на общую сумму 67,5 млрд рублей.
Реструктуризация задолженности юридических лиц – не субъектов МСП.
Согласно информации, полученной от 18 крупнейших банков, включая 13 СЗКО, остаток реструктурированной в период с 19.02.2022 по 31.01.2023 ссудной задолженности корпоративных заемщиков превысил 9,7 трлн руб., или 19,6% от совокупного портфеля банков (кроме субъектов МСП).
Реструктуризация кредитов субъектов МСП.
Реструктуризация кредитов в условиях санкций.
За период с марта 2022 года по январь 2023 года число заявлений о реструктуризации, поступивших в банки от субъектов МСП, составило 149,7 тыс., в том числе 76,5 тыс. по собственным программам банков и 73,3 тыс. – о предоставлении кредитных каникул по закону.
В январе спрос на реструктуризацию со стороны субъектов МСП был ниже, чем месяцем ранее, – количество поступивших заявок составило соответственно 7,4 тыс. против 8,5 тыс. в декабре 2022 года.
За март 2022 – январь 2023 года количество одобренных заявок составило 90,8 тыс., их доля в общем количестве рассмотренных – 61,4% (в том числе по собственным программам банков одобрено 40,1% от рассмотренных заявок, по закону – 83,2%).
Фактически проведено 82,2 тыс. реструктуризаций кредитов субъектов МСП на сумму 1219,5 млрд руб.:
- по собственным программам банков – 26,2 тыс. на сумму 751,5 млрд руб.;
- в рамках Федерального закона №106‑ФЗ – 55,9 тыс. на сумму 468,0 млрд рублей.
Реструктуризация кредитов военнослужащих – индивидуальных предпринимателей и ООО, состоящих из одного участника-военнослужащего.
Согласно информации, полученной от 36 банков (включая все СЗКО), за период с 21 сентября 2022 года по 31 января 2023 года банки фактически провели реструктуризацию 405 кредитов военнослужащих – индивидуальных предпринимателей и ООО, состоящих из одного участника-военнослужащего, на общую сумму 406 млн рублей.
Бюллетень подготовлен Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг с использованием информации, предоставленной Службой текущего банковского надзора и Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями по состоянию на 31.01.2023.
© Центральный банк Российской Федерации, 2023.