О КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ 28 декабря 2001 г. N 1403 (Д) Министерство культуры Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации с участием заинтересованных организаций разработали и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N ВМ-П8-17779 утвердили концепцию художественного образования в Российской Федерации (прилагается). Концепция направлена на сохранение и развитие сложившейся в России системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания, профессионального и общего художественного образования во всех типах и видах образовательных учреждений для формирования созидательной, творческой личности. В целях доведения ее до сведения заинтересованных ведомств и принятия мер по ее реализации приказываю: 1. Департаменту науки, образования и развития социально-культурной инфраструктуры (Зива В.Ф.) - обеспечить доведение концепции художественного образования в Российской Федерации до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, заинтересованных организаций; - для выработки стратегии культурной политики Министерства культуры Российской Федерации в области художественного образования до 1 марта 2002 г. представить предложения по составу авторского коллектива для разработки программы развития художественного образования до 2010 года. Финансирование работы авторского коллектива осуществить в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 гг.)". 2. Руководителям федеральных образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования обсудить Концепцию на заседаниях советов и до 15 февраля 2002 г. внести предложения по участию учебного заведения в ее реализации. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры совместно с органами управления образованием разработать программы реализации концепции и до 1 марта 2002 г. представить их в Минкультуры России. 4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Министр М.Е. ШВЫДКОЙ 28 декабря 2001 г. N 1403 Приложение к Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1403 УТВЕРЖДАЮ Министр образования Российской Федерации В.М.ФИЛИППОВ 26 ноября 2001 года Министр культуры Российской Федерации М.Е.ШВЫДКОЙ 26 ноября 2001 года КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВВЕДЕНИЕ Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства. Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) опирается на основополагающий государственный документ - "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства: право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям; свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности; обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения. Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности. Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования. Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Целями художественного образования на современном этапе являются: - обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации; - повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании; - сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства. Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач: - формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения; - создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества; - подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования; - сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства; - приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; - реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества; - широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества; - формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России; - использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии; - привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения; - вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно - практических навыков; - выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития. Осуществление вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, которые, в свою очередь, отражают переживаемые российским обществом трудности в экономике и социальной сфере. К этим специфическим проблемам относятся: - недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества; - культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются; - усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер; - второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях; - распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи; - чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса. Преодоление существующих противоречий и устранение острых проблем, стоящих перед обществом, являются составной частью тех целей и задач, которые стоят перед национальной системой художественного образования. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности. Содержание художественного образования включает: - формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов; - формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств; - формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов. Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях: - формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности; - формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки; - формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни. Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же - как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве, независимо от его профессиональной или любительской направленности. Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов: - начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования; - мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру; - опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства; - комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств; - распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося; - внедрение личностно-ориентированных методик художественно - образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются: - формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества; - взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ; - сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства; - определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования; - непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений; - усиление роли образовательной области "Искусство" на всех ступенях общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусства; - активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности; - издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры; - совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения; - разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования; - проведение социально-экономических и конкретно-социологических исследований для выявления состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры общества; - повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта; - существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им социальных гарантий; - создание льготных условий налогообложения для учреждений и организаций, осуществляющих благотворительную помощь сфере художественного образования; - повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе. х х х Настоящая Концепция трактуется как целостная система, в которой цели и задачи художественного образования, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов. Для успешного воплощения Концепции необходима разработка программы развития художественного образования как комплекса мероприятий, направленных на подготовку документов, конкретизирующих излагаемые в Концепции положения, обеспечивающих их внедрение в практику. Определяя приоритеты в сфере художественного образования России, Концепция является документом для выработки стратегии культурной политики российского государства в данной сфере. Реализация ее будет служить всемерному росту творческого потенциала всех граждан страны, процветанию отечественной культуры. |