О КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство культуры РФ (Минкультуры России). 28.12.01 1403

Оглавление

               О КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

                          28 декабря 2001 г.
                                N 1403

                                 (Д)


     Министерство   культуры   Российской   Федерации  и  Министерство
образования   Российской   Федерации   с   участием   заинтересованных
организаций  разработали  и  в соответствии с поручением Правительства
Российской  Федерации  от  11  октября 2001 г. N ВМ-П8-17779 утвердили
концепцию   художественного   образования   в   Российской   Федерации
(прилагается).
     Концепция  направлена  на  сохранение  и  развитие  сложившейся в
России системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического
воспитания,  профессионального и общего художественного образования во
всех   типах  и  видах  образовательных  учреждений  для  формирования
созидательной, творческой личности.
     В  целях  доведения  ее  до  сведения заинтересованных ведомств и
принятия мер по ее реализации приказываю:
     1.     Департаменту     науки,     образования     и     развития
социально-культурной инфраструктуры (Зива В.Ф.)
     - обеспечить  доведение  концепции  художественного образования в
Российской  Федерации  до  федеральных  органов исполнительной власти,
органов   исполнительной   власти   субъектов   Российской  Федерации,
образовательных учреждений, заинтересованных организаций;
     - для   выработки   стратегии  культурной  политики  Министерства
культуры Российской Федерации в области художественного образования до
1   марта  2002  г.  представить  предложения  по  составу  авторского
коллектива   для   разработки   программы   развития   художественного
образования до 2010 года.
     Финансирование  работы авторского коллектива осуществить в рамках
Федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 гг.)".
     2.  Руководителям  федеральных образовательных учреждений высшего
профессионального,   среднего   профессионального   и  дополнительного
профессионального образования обсудить Концепцию на заседаниях советов
и  до  15  февраля  2002  г.  внести  предложения  по участию учебного
заведения в ее реализации.
     3.   Рекомендовать   органам   исполнительной   власти  субъектов
Российской  Федерации в сфере культуры совместно с органами управления
образованием  разработать  программы реализации концепции и до 1 марта
2002 г. представить их в Минкультуры России.
     4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр
                                                          М.Е. ШВЫДКОЙ
28 декабря 2001 г.
N 1403


                                                            Приложение

                                                             к Приказу
                                                 Министерства культуры
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 декабря 2001 года
                                                                N 1403

                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                   Министр образования
                                                  Российской Федерации
                                                          В.М.ФИЛИППОВ
                                                   26 ноября 2001 года

                                                      Министр культуры
                                                  Российской Федерации
                                                           М.Е.ШВЫДКОЙ
                                                   26 ноября 2001 года

                              КОНЦЕПЦИЯ
          ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                               ВВЕДЕНИЕ

     Художественное  образование  - это процесс овладения и присвоения
человеком  художественной  культуры своего народа и человечества, один
из  важнейших  способов развития и формирования целостной личности, ее
духовности,    творческой    индивидуальности    интеллектуального   и
эмоционального богатства.
     Концепция  художественного  образования  в  Российской  Федерации
(далее  -  Концепция)  опирается  на  основополагающий государственный
документ - "Национальную доктрину образования в Российской Федерации",
который   устанавливает   приоритет   образования   в  государственной
политике,   определяет   стратегию   и  направления  развития  системы
образования в России на период до 2025 года.
     Концепция  отражает волю государства в реализации конституционных
прав  и  свобод  человека  и  гражданина  России  в области культуры и
искусства:
     право  на  участие  в культурной жизни и пользование учреждениями
культуры, доступ к культурным ценностям;
     свободу   литературного   и   художественного  видов  творчества,
преподавания, охрану интеллектуальной собственности;
     обязанность  заботиться  о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры.
     Концепция  определяет  стратегические направления государственной
политики   в   этой   сфере,   указывает   на   перспективы   развития
художественного  образования  в  единстве  целей,  задач  и  путей  их
достижения.
     Реализация  Концепции  станет  основой  для духовного возрождения
России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы
в  сфере  образования,  культуры  и  искусства,  развития человеческой
индивидуальности,  включая  социально-культурную  и творческую стороны
личности.
     Практическая  реализация  этой  сверхзадачи  должна  опираться на
исторически сложившуюся в России систему художественного образования.
     Система   художественного   образования   включает   эстетическое
воспитание,   общее   художественное  образование  и  профессиональное
художественное   образование.   Реализация   программ  художественного
образования  осуществляется  во  всех  типах  и  видах образовательных
учреждений:  детских  садах,  общеобразовательных  школах, учреждениях
среднего      профессионального,     высшего     и     послевузовского
профессионального  образования,  во  всех  учреждениях дополнительного
образования,  в  том  числе  и  детских школах искусств. Важную роль в
художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

              ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Целями художественного образования на современном этапе являются:
     - обеспечение  реализации  Национальной  доктрины  образования  в
Российской Федерации;
     - повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем
образовании;
     - сохранение  и  развитие сложившейся в России уникальной системы
учреждений художественного образования в области культуры и искусства.
     Исходя  из  них,  художественное  образование призвано обеспечить
осуществление следующих задач:
     - формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех
социальных и возрастных групп населения;
     - создание  эстетически  развитой  и  заинтересованной  аудитории
слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
     - подготовка  творческих кадров к профессиональной деятельности в
сфере  искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы
художественного образования;
     - сохранение  и передача новым поколениям традиций отечественного
профессионального образования в области искусства;
     - приобщение   граждан   России   к   ценностям  отечественной  и
зарубежной   художественной   культуры,   лучшим   образцам  народного
творчества, классического и современного искусства;
     - реализация  нравственного  потенциала  искусства  как  средства
формирования  и  развития  этических  принципов  и  идеалов личности и
общества;
     - широкое   внедрение  художественного  образования  как  фактора
интеллектуального    совершенствования,    способствующего   раскрытию
творческого потенциала детей и юношества;
     - формирование  культуры  межнационального общения через изучение
художественных традиций народов России;
     - использование  возможностей искусства, художественно-творческой
деятельности   в   целях  коррекционной  педагогики,  психофизического
оздоровления  детей,  подростков  и других групп населения посредством
внедрения современных методик арт-терапии;
     - привлечение   ресурсов   художественного  образования  в  целях
социально-культурной  адаптации  детей и подростков для профилактики и
коррекции асоциального поведения;
     - вовлечение   всех   групп   населения   в  активную  творческую
деятельность, предполагающую   освоение   базовых   художественно    -
практических навыков;
     - выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение
соответствующих условий для их образования и творческого развития.
     Осуществление   вышеперечисленных   целей   и   задач  связано  с
необходимостью   решения   современных  проблем  в  области  культуры,
которые,  в  свою  очередь, отражают переживаемые российским обществом
трудности  в  экономике  и  социальной  сфере.  К  этим  специфическим
проблемам относятся:
     - недооценка  в  социальной практике роли эстетического сознания,
художественной   культуры   как   влиятельных  факторов  динамического
развития общества;
     - культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности
высокого  искусства  и  их  эталонная  роль  в  культуре  подвергаются
сомнению или даже отрицаются;
     - усиление  разрыва  между  массовой  школой и высокой культурой,
которая приобретает все более элитарный характер;
     - второстепенная     роль,     которая     отводится    предметам
художественно-эстетического  цикла  в  общем  образовании  на всех его
ступенях;
     - распространение  платных  форм обучения, на фоне низкого уровня
жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных
инструментов,   современных  технических  средств  и  материалов,  что
становится  препятствием  на  пути  получения  образования  в  области
искусства части одаренной молодежи;
     - чрезвычайно    слабая    материально-техническая   и   кадровая
обеспеченность   художественного   образования,   особенно   в  рамках
общеобразовательного процесса.
     Преодоление   существующих   противоречий   и  устранение  острых
проблем,  стоящих перед обществом, являются составной частью тех целей
и  задач,  которые  стоят  перед национальной системой художественного
образования.

           СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
                     ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Содержание    и    методологические    принципы   художественного
образования   должны   соответствовать   актуальным  задачам  развития
российского  общества,  мирового  культурного процесса, способствовать
всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.
     Содержание художественного образования включает:
     - формирование       культурно-исторической       компетентности,
подразумевающей  изучение  теории  и  истории  искусства разных эпох и
народов;
     - формирование     художественно-практической     компетентности,
подразумевающей  овладение  средствами  художественной выразительности
различных видов искусств;
     - формирование  художественного  вкуса  и  оценочных  критериев в
контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
     Реализация  содержания  художественного образования происходит на
трех уровнях:
     - формирование  отношения  к  культуре  как  к важнейшему условию
свободного и разностороннего развития собственной личности;
     - формирование потребности в полноценном художественном общении с
произведениями  различных  видов  искусств  на  основе  их  адекватной
эстетической оценки;
     - формирование     навыков     самостоятельной     художественной
деятельности,  восприятия  этой  деятельности  как  неотъемлемой части
своей жизни.
     Для  каждого  этапа  художественного  образования  некоторые  его
стороны   выступают   как  доминирующие,  ведущие,  другие  же  -  как
дополнительные  и  сопутствующие,  причем  важную  роль  здесь  играют
возрастные  особенности.  В  дошкольном  возрасте  главную роль играет
формирование  эстетического  отношения  к  окружающему миру, которое в
основном осуществляется через синкретические художественные проявления
ребенка,  органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В
начальной  школе  формируются  базовые основы, приобретаются первичные
сведения,   на   почве  которых  в  дальнейшем  сложится  как  система
эстетических  знаний,  так  и  собственные  художественно-практические
навыки  ребенка.  В основной средней школе подростки овладевают языком
различных  видов  искусства,  что дает им возможность самостоятельного
постижения  произведений  искусства,  а  также создает предпосылки для
собственной  художественной  деятельности.  В  средних  специальных  и
высших   учебных   заведениях  молодые  люди  приходят  к  полноценной
социально-культурной  самоидентификации, осознавая свою принадлежность
к     определенному     культурному     слою     с     его     особыми
художественно-эстетическими   представлениями  и  вкусами,  на  основе
которых   складываются   определенные   приоритеты   и  в  собственном
художественном  творчестве,  независимо  от  его  профессиональной или
любительской направленности.
     Освоение содержания художественного образования осуществляется на
основе следующих методологических принципов:
     - начало   обучения   с   раннего   возраста,   непрерывность   и
преемственность различных уровней художественного образования;
     - мультикультурный  подход,  предполагающий включение в программы
по  искусству  максимально  широкого диапазона художественных стилей и
национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
     - опора  на  национально-культурные  особенности  при составлении
учебных программ по предметам искусства;
     - комплексный  подход  к преподаванию художественных дисциплин на
основе взаимодействия различных видов искусств;
     - распространение  вариативных  образовательных  программ разного
уровня,   адаптированных   к   способностям   и  возможностям  каждого
обучающегося;
     - внедрение  личностно-ориентированных  методик  художественно  -
образовательной  деятельности,  индивидуализированных подходов к особо
одаренным личностям и другим категориям учащихся.

        ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Внедрение      данной     Концепции     предполагает     комплекс
организационно-управленческих,              социально-психологических,
материально-технических  и  кадровых  условий,  основными  из  которых
являются:
     - формирование    на    государственном    уровне   отношения   к
художественному  образованию  как  особо  значимой  сфере человеческой
деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;
     - взаимодействие  органов  управления культурой и образованием на
федеральном   и   региональном   уровнях  на  основе  межведомственных
координационных планов и программ;
     - сохранение   и   развитие   сложившейся   сети  образовательных
учреждений культуры и искусства;
     - определение  правового  статуса и нормативной базы деятельности
образовательных  учреждений  культуры  и  искусства  в  общей  системе
российского образования;
     - непрерывное  обновление  программно-методического  обеспечения,
содержания,  форм  и  методов  художественного  образования  с  учетом
лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
     - усиление  роли  образовательной  области  "Искусство"  на  всех
ступенях  общеобразовательной  школы,  увеличение  количества  часов и
перечня образовательных программ по видам искусства;
     - активное     участие     средств    массовой    информации    в
художественно-просветительской деятельности;
     - издание   новых   учебников,  учебных  пособий,  монографий  по
искусству, истории и теории художественной культуры;
     - совершенствование  деятельности учреждений культуры и искусства
по  развитию массовых общедоступных форм художественного образования и
художественно-творческой деятельности для различных групп населения;
     - разработка  и  внедрение  целостной  системы  критериев  оценки
эффективности функционирования системы художественного образования;
     - проведение  социально-экономических и конкретно-социологических
исследований    для    выявления   состояния   и   динамики   развития
художественного образования и художественной культуры общества;
     - повышение    качества   и   развитие   системы   подготовки   и
переподготовки  педагогических  кадров  с учетом реальных общественных
потребностей,  новых  тенденций  в  развитии российской художественной
культуры, мирового опыта;
     - существенное     укрепление     материально-технической    базы
образовательных    учреждений,   разработка   мер   по   материальному
стимулированию  и достойной оплате труда преподавателей художественных
дисциплин,   устранение  дискриминации  в  области  предоставления  им
социальных гарантий;
     - создание  льготных  условий  налогообложения  для  учреждений и
организаций,    осуществляющих    благотворительную    помощь    сфере
художественного образования;
     - повышение  роли современных информационных средств и технологий
в художественно-образовательном процессе.

                                х х х

     Настоящая  Концепция  трактуется как целостная система, в которой
цели   и   задачи  художественного  образования,  пути  их  реализации
представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов.
     Для   успешного   воплощения   Концепции   необходима  разработка
программы   развития   художественного   образования   как   комплекса
мероприятий,  направленных  на подготовку документов, конкретизирующих
излагаемые  в  Концепции  положения,  обеспечивающих  их  внедрение  в
практику.
     Определяя  приоритеты в сфере художественного образования России,
Концепция  является  документом  для  выработки  стратегии  культурной
политики  российского  государства в данной сфере. Реализация ее будет
служить  всемерному  росту творческого потенциала всех граждан страны,
процветанию отечественной культуры.
Оглавление