ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
3 апреля 2001 г.
N ВГ-6-06/265
(Д)
В связи с поступающими запросами о порядке применения Конвенции
между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской
Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в
отношении налогов на доходы и имущество от 26 ноября 1996 г. (далее -
Конвенция) Министерство финансов Российской Федерации и Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам с учетом проведенных Минфином
России и МНС России консультаций с французской стороной по отдельным
вопросам применения данной Конвенции сообщают следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Конвенции строительная
площадка образует постоянное представительство, только если
продолжительность работ на ней превышает 12 месяцев.
В Соглашении между Правительством Союза Советских
Социалистических Республик и Правительством Французской Республики об
устранении двойного налогообложения доходов от 4 октября 1985 г.
продолжительность работ на строительном объекте, требуемая для
признания его постоянным представительством, составляла 24 месяца.
В связи с отсутствием переходных положений в Конвенции российской
и французской сторонами согласовано общее понимание порядка применения
налоговых соглашений в отношении строительных площадок, созданных до 1
января 2000 г. и продолжающих существовать после 1 января 2000 года.
В случае, если строительная площадка начала существование до 1
января 2000 г. и продолжала существовать после 1 января 2000 г.,
двенадцатимесячный период, предусмотренный Конвенцией, до истечения
которого строительная площадка не рассматривается как образующая
постоянное представительство, должен рассчитываться с даты
фактического начала существования строительной площадки.
При этом, что касается порядка налогообложения доходов,
извлекаемых через постоянное представительство, то в каждом конкретном
году должны применяться положения соответствующей Конвенции
(Соглашения).
Пример 1.
Если строительная площадка действовала с 1 ноября 1998 г. и
прекратила свое существование 30 апреля 2000 г., такая строительная
площадка образует постоянное представительство в соответствии с
положениями Конвенции, постольку поскольку она существует более 12
месяцев (в данном примере 18 месяцев).
При этом налогообложению в государстве, в котором находится
постоянное представительство, подлежат только те доходы, которые были
получены им за период с 1 января 2000 года.
Прибыль, полученная за 1998 - 1999 гг., подпадающая под действие
Соглашения от 4 октября 1985 г., не подлежит налогообложению в
государстве, в котором находится строительная площадка, поскольку
общая продолжительность существования строительной площадки составляет
менее 24 месяцев.
В этом случае, с учетом положений письма МНС России от 28.06.99
N ВГ-6-06/510, иностранная организация исчисляет сумму налога на
прибыль, исходя из фактически полученной за 2000 год прибыли,
подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки
налога на прибыль. Расчет и уплата дополнительных платежей исходя из
процента за пользование банковским кредитом такими иностранными
организациями не производятся.
В налоговый орган представляется декларация о доходах за 2000 год
по форме 1101FE(2000) и отчет о деятельности в Российской Федерации в
произвольной форме.
Пример 2.
Если строительная площадка действовала с 1 ноября 1998 г. и
прекратила свое существование 30 ноября 2000 г., прибыль, полученная
за 2000 год, как и в примере 1, подлежит налогообложению в
соответствии с положениями Конвенции.
Кроме того, полученная за 1998 - 1999 гг. прибыль также подлежит
налогообложению в государстве, в котором находится строительная
площадка, в соответствии с положениями Соглашения от 4 октября 1985
г., поскольку общая продолжительность существования строительной
площадки превышает 24 месяца (25 месяцев в данном примере).
В этом случае декларация иностранной организации о доходах за
2000 год представляется с добавочными листами по форме разделов 6 - 7
декларации (форма 1101FE(2000)) отдельно за 1998 и 1999 годы.
При этом в добавочных листах с расчетом суммы налога на прибыль
за 1998 и 1999 годы в разделе 7 по строке D указывается сумма налога,
фактически удержанного у источника выплаты в данном году. Эта же сумма
переносится в строку Е1, по строкам Е2 и Е3 указывается "0". Остальные
строки раздела заполняются в установленном порядке.
Расчет и уплата авансовых взносов налога на прибыль, налога от
фактически полученной за квартал прибыли и дополнительных платежей
исходя из процента за пользование банковским кредитом в 1999 - 2000
гг. до истечения 24-месячного срока существования строительной
площадки такими иностранными организациями не производятся.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по декларации,
определяется путем суммирования исчисленных за каждый соответствующий
год сумм налога.
Аналогичным образом следует применять соглашения об избежании
двойного налогообложения с другими государствами, устанавливающими
иные сроки продолжительности существования строительной площадки, до
истечения которых не образуется постоянное представительство, в
частности, с Италией и Бельгией. В случае достижения отдельных
договоренностей с конкретными государствами порядок урегулирования
вышеуказанных вопросов будет доведен до налоговых органов
дополнительно.
В рассмотренных случаях, в отношении доначисленных в связи с
применением вновь заключенных соглашений об избежании двойного
налогообложения сумм налогов за прошедшие периоды, меры
ответственности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской
Федерации, не применяются.
Примите вышеизложенное к руководству при рассмотрении налоговых
деклараций строительных фирм за 2000 год и доведите до сведения
нижестоящих налоговых органов.
Главный государственный советник
налоговой службы
В.В. ГУСЕВ
3 апреля 2001 г.
N ВГ-6-06/265
Согласовано
Первый заместитель Министра
финансов Российской Федерации
С.Д. ШАТАЛОВ |