В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕРКИ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВЫЯВИЛА
НАРУШЕНИЕ: ПРОДАВЕЦ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ПРОБИЛ КАССОВЫЙ ЧЕК
ПОКУПАТЕЛЮ. В ХОДЕ ПРОВЕРКИ ИНСПЕКТОР ОДНОВРЕМЕННО
СОСТАВИЛ ДВА ДОКУМЕНТА:
- АКТ ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ;
- АКТ ПО ФОРМЕ КМ-9 О НАЛИЧИИ В КАССЕ МАГАЗИНА
ИЗЛИШЕК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СУММУ, ПОЛУЧЕННУЮ ЗА
ПРОДАЖУ ТОВАРА БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККМ.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЫЛА ПРИВЛЕЧЕНА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЯМ 14.5 И 15.1 КОАП РФ.
ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИИ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
18 апреля 2005 г.
N 09-24/26752
(Д)
Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр,
применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении
ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или
оказания услуг. Этого требуют положения статьи 2 Федерального закона
от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"
(далее - Закон).
Согласно статье 7 Закона налоговые органы осуществляют контроль
за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями
требований Закона.
По результатам проведения проверки соблюдения организациями и
индивидуальными предпринимателями требований Закона составляется акт,
в котором фиксируется выявленное нарушение или его отсутствие. Кроме
того, в рамках проведения проверки составляется акт по форме КМ-9 "О
проверке наличия денежных средств кассы", утвержденной постановлением
Госкомстата России по согласованию с Минфином России и Минэкономики
России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм
первичной учетной документации торговых операций", в котором
фиксируется наличие недостачи или излишек денежных средств в денежном
ящике ККТ. Излишки денежных средств должны быть оприходованы по учету
с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.
В статье 14.5 КоАП РФ предусмотрено, что организации и
индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы
либо оказывающие услуги без применения в установленных законом случаях
контрольно-кассовых машин, могут быть оштрафованы. Административный
штраф взимается с граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, с должностных
лиц - от 30 до 40 МРОТ, с юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
В случае выявления налоговым органом факта продажи товара без
применения ККТ, выразившегося в непробитии чека продавцом организации,
данная организация и продавец подлежат привлечению к административной
ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Зафиксированный в акте по форме КМ-9 факт наличия излишек
денежных средств в денежном ящике ККТ, свидетельствующий о возможности
неприменения продавцом ККТ при продаже товара, сам по себе не является
основанием для привлечения организации и ее руководителя к
административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ. Согласно
статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и
порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании
(неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50
МРОТ, а на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок)
утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 и доведен
письмом ЦБ РФ от 04.10.93 N 18.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов
наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме.
На основании пунктов 3, 22 и 23 Порядка поступление и выдачу
наличных денег предприятие учитывает в кассовой книге. Согласно пункту
24 Порядка кассир сразу же должен отмечать в кассовой книге получение
или выдачу денег по каждому ордеру или другому заменяющему его
документу.
Предприятие должно оприходовать денежную наличность в кассу в
день ее поступления.
Неоприходование денежной наличности в день ее поступления в кассу
предприятия считается совершенным в день, следующий за днем
поступления наличности.
В Методических рекомендациях по использованию данных учета
выручки, полученных с применением ККМ, утвержденных письмом ЦБ РФ от
18.08.93 N 51, сказано, что проверка полноты оприходования (неполного
оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств,
полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки. А
именно: данные, отраженные в фискальном отчете ККМ, суммы выручки,
определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККМ на
начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале
кассира-операциониста, сравниваются с данными кассовой книги о
фактической сумме выручки по предприятию.
По результатам указанной проверки составляется акт, в котором
фиксируется факт неоприходования (неполного оприходования) в кассу
денежной наличности, что является основанием для решения вопроса о
применении к организации и ее руководителю статьи 15.1 КоАП РФ.
Таким образом, в случае установления налоговым органом
неприменения организацией ККТ при продаже товара, выразившегося в
непробитии продавцом чека, и выявления излишек денежных средств,
находящихся в денежном ящике ККТ, одновременное привлечение
организации к административной ответственности по статьям 14.5 и 15.1
КоАП РФ без установления факта неоприходования указанных денежных
средств в кассу предприятия неправомерно.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.Г. Луканина
18 апреля 2005 г.
N 09-24/26752 |