ПИСЬМО
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
1 сентября 2005 г.
N 02-18/07-8601
(Д)
Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для
сведения и использования в работе Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 9-П "По делу о проверке
конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской
Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом
Федерального арбитражного суда Московского округа" (далее -
Постановление).
Предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской
Федерации явились положения статьи 113 Налогового кодекса Российской
Федерации, в соответствии с которым лицо не может быть привлечено к
ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня
его совершения либо со следующего дня после окончания налогового
периода, в течение которого было совершено правонарушение, истекли три
года.
Признав указанную статью не противоречащей Конституции Российской
Федерации, суд указал, что течение срока давности привлечения лица к
ответственности за совершение налогового правонарушения прекращается с
момента оформления акта налоговой проверки.
При этом суд подчеркнул, что, "если для оформления результатов
налоговой проверки, в ходе которой обнаруживается налоговое
правонарушение, акта налоговой проверки не требуется, процесс
привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение
начинается с соответствующего решения руководителя (заместителя
руководителя) о привлечении налогоплательщика к налоговой
ответственности, выносимого по материалам проверки" (п. 4.1
Постановления).
Учитывая изложенное, суд признал легитимность привлечения
налогоплательщиков к ответственности по результатам камеральных
проверок на основании соответствующего решения руководителя налогового
органа при отсутствии необходимости составления акта.
Вместе с тем Конституционным Судом Российской Федерации
установлено, что срок давности взыскания налоговых санкций,
установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации,
является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности
привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком
весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все
его стадии, в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой
санкции) должен быть завершен в срок, не превышающий срока давности,
указанного в статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации. Срок
взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении
течения срока давности привлечения к налоговой ответственности.
Прекращение же истечения срока давности привлечения к налоговой
ответственности связывается не с решением суда о взыскании налоговой
санкции, а с принятием акта налоговой проверки либо, в случае
отсутствия необходимости в составлении такого акта, с соответствующим
решением руководителя налогового органа.
Наряду с разъяснениями того, что считать моментом отсчета срока
давности, суд постановил, что положения статьи 113 Налогового кодекса
Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в
системе действующего правового регулирования не исключают для суда
возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком
осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки
признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока
давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика
налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах
сроков глубины охвата налоговой проверки.
Рекомендуем региональным отделениям в своей работе
руководствоваться данным Постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации и использовать его при обжаловании судебных
актов.
В.В.ЛИННИК
1 сентября 2005 г.
N 02-18/07-8601 |