ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
19 октября 2005 г.
N 03-03-04/1/286
(Д)
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросам
постановки на учет и обязанности уплачивать налог на прибыль
организаций иностранной организацией сообщает следующее.
Организация - резидент Швейцарии закупает у российских
поставщиков лом и отходы черных металлов и далее реализует их в третьи
страны. При этом право собственности на металлолом переходит от
российского продавца к организации с даты коносамента, подтверждающего
передачу товара перевозчику в российских морских портах. Фирма
представительств на территории Российской Федерации не имеет.
1. Постановка на учет иностранных организаций в налоговых органах
Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением об
особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций,
утвержденным Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124
(зарегистрирован Минюстом России 02.06.2000, регистрационный номер
2258), пунктом 2.1.1 которого предусмотрено, в частности, что если
иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять
деятельность в Российской Федерации через отделение (филиал,
представительство, другое обособленное подразделение) в течение
периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по
совокупности), то у такой иностранной организации возникает
обязанность встать на учет в налоговом органе по месту осуществления
деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
В случае если деятельность иной организации или физического лица
в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями
об избежании двойного налогообложения образует постоянное
представительство иностранной организации (зависимые агенты), то такие
иностранные организации в соответствии с пунктом 2 вышеуказанного
Положения учитываются налоговым органом на основании уведомления по
установленной форме.
Если организация не имеет в Российской Федерации какого-либо
обособленного подразделения, а также не осуществляет деятельность в
Российской Федерации через зависимого агента, оснований для постановки
на учет (учета) в налоговом органе Российской Федерации у организации
не имеется.
2. В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации,
осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства и получающие доходы от источников в
Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль
организаций.
Согласно положениям статей 246, 306 и 307 Кодекса прибыль
иностранной организации от выполнения работ, оказания услуг на
территории Российской Федерации может облагаться налогом на прибыль
организаций в Российской Федерации только в том случае, если ее
деятельность подпадает под определение "Постоянное представительство".
Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной
организации в Российской Федерации определяется исходя из положений
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а в случае,
если иностранная организация является лицом с постоянным
местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации
(СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного
налогообложения, - в соответствии с положениями соответствующего
международного договора, положения которого приоритетны по отношению к
положениям внутреннего законодательства Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 статьи 5 Соглашения между Российской
Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.95
(далее - Соглашение) предусмотрено, что содержание постоянного места
деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или
для сбора информации для предприятия не рассматривается как постоянное
представительство.
Аналогичные положения содержатся в законодательстве Российской
Федерации о налогах и сборах. Так, пунктом 8 статьи 306 Кодекса
установлено, что факт осуществления иностранной организацией операций
по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации
товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при
отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных
пунктом 2 данной статьи, не может рассматриваться как приводящий к
образованию постоянного представительства этой иностранной организации
в Российской Федерации.
Таким образом, даже в случае осуществления организацией
деятельности по закупке металлолома через обособленное подразделение в
Российской Федерации такая ее деятельность в соответствии с
положениями Соглашения не рассматривалась бы как постоянное
представительство.
Исходя из изложенного, у предприятия не возникает обязанности
уплачивать налог на прибыль организаций в Российской Федерации с сумм
дохода, полученного от покупателей металлолома в третьих странах.
Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
19 октября 2005 г.
N 03-03-04/1/286 |