ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
7 ноября 2005 г.
N 03-05-01-03/125
(Д)
Приложение
к письму ФНС России
от 26 декабря 2005 года
N ГИ-6-04/1086@
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу
налогообложения налогом на доходы физических лиц выплат военнослужащим
на обзаведение имуществом первой необходимости и в соответствии со
статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации разъясняет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 13 Федерального закона от
27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального
закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) военнослужащие, проходящие военную
службу по контракту, за исключением курсантов военных образовательных
учреждений профессионального образования, имеют право на получение из
средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального
органа исполнительной власти, в котором федеральным законом
предусмотрена военная служба) выплаты на обзаведение имуществом первой
необходимости в размере и порядке, определяемых Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 N 796. Согласно
указанному Постановлению выплата (в виде единовременного пособия) на
обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим
осуществляется в размере до 12 окладов месячного денежного содержания.
В соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются
все доходы налогоплательщика.
Доходы, освобождаемые от налогообложения налогом на доходы
физических лиц, перечислены в статье 217 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению
государственные пособия, за исключением пособий по временной
нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а
также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с
действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим
налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и
родам.
Следовательно, в соответствии с данным пунктом не облагаются
налогом на доходы физических лиц государственные пособия и выплаты,
осуществляемые в соответствии с действующим законодательством в целях
компенсации потери доходов налогоплательщика.
Выплаты военнослужащим на обзаведение имуществом первой
необходимости не носят характер возмещения потери их доходов.
Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению
все виды установленных действующим законодательством Российской
Федерации, компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в
частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций,
связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей,
устанавливаются законодательством и, в частности, Трудовым кодексом
Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской
Федерации компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в
целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими
трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации к
таким компенсациям, в частности, относятся выплаты:
при направлении в служебные командировки;
при переезде на работу в другую местность;
при исполнении государственных или общественных обязанностей;
при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости Трудовым
кодексом Российской Федерации не предусмотрены и по своему характеру
не соответствуют вышеуказанному определению компенсации как возмещения
затрат, возникающих при выполнении трудовых обязанностей, или потери
доходов.
Кроме того, военнослужащие исполняют не трудовые обязанности, а
обязанности военной службы в соответствии с Федеральным законом "О
воинской обязанности и военной службе" от 28.03.98 N 53-ФЗ.
Таким образом, выплаты военнослужащим на обзаведение имуществом
первой необходимости не подпадают под действие пунктов 1 и 3 статьи
217 Кодекса, и указанные выплаты подлежат налогообложению налогом на
доходы физических лиц в установленном порядке.
Директор Департамента
М.А.МОТОРИН
7 ноября 2005 г.
N 03-05-01-03/125 |