ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ
В СУДЕ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО
ВОСПОЛЬЗОВАЛОСЬ УСЛУГАМИ ЮРИСТА, КОТОРЫЙ
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АДВОКАТОМ И НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН В КАЧЕСТВЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. МЕЖДУ НИМИ БЫЛ
ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР ПОРУЧЕНИЯ, ПО КОТОРОМУ ФИЗИЧЕСКОЕ
ЛИЦО ДОЛЖНО ВЫПЛАТИТЬ ЮРИСТУ ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ.
СУД РАЗРЕШИЛ СПОР В ПОЛЬЗУ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА, В СВЯЗИ С
ЧЕМ С ОТВЕТЧИКА ВЗЫСКАНЫ СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ
НА ОПЛАТУ УСЛУГ ЮРИСТА. РАСЧЕТЫ С ЮРИСТОМ ПРОВЕДЕНЫ
ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ И
ПОЛУЧЕНИЯ ДЕНЕГ ОТ ОТВЕТЧИКА. ОБЛАГАЕТСЯ ЛИ
ДАННАЯ СУММА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЮРИСТА ЕСН?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
25 июля 2005 г.
N 21-13/52636
(Д)
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 НК РФ налогоплательщиками
ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том
числе физические лица, не признаваемые индивидуальными
предпринимателями.
В пункте 1 статьи 236 НК РФ установлено, что объектом
налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков - физических лиц
признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц.
Согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ не признаются объектом
налогообложения ЕСН выплаты и вознаграждения (вне зависимости от
формы, в которой они производятся), если у налогоплательщиков -
физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ в
текущем отчетном (налоговом) периоде.
На основании статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из
государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением
дела арбитражным судом.
В статье 106 АПК РФ определено, что к судебным издержкам,
связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в
частности, денежные суммы, подлежащие выплате представителям,
оказывающим юридическую помощь, а также другие расходы, понесенные
лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в
арбитражном суде.
Положения статьи 110 АПК РФ регламентируют порядок взыскания
расходов на оплату услуг представителя.
Арбитражный суд в судебном акте определяет, с кого и в каком
размере подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя.
Расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных
пределах в пользу того лица, участвующего в деле, в пользу которого
вынесен судебный акт, с другого лица, участвующего в деле.
Как следует из представленных материалов, физическое лицо,
выигравшее дело, выплатило денежное вознаграждение по договору
поручения представителю в суде (физическому лицу) за счет средств,
полученных от проигравшей стороны по решению суда в возмещение
судебных издержек. НДФЛ не был удержан с указанных средств на момент
их выплаты физическому лицу.
Таким образом, сумма, выплаченная физическим лицом представителю
в суде по договору поручения, не может рассматриваться как выплата, не
уменьшающая налоговую базу по НДФЛ. Соответственно эта сумма
признается объектом налогообложения ЕСН.
Согласно статье 243 НК РФ налогоплательщики ЕСН, производящие в
пользу физических лиц выплаты и вознаграждения по гражданско-правовым
договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание
услуг), представляют расчет авансовых платежей по ЕСН в срок не
позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. А по
окончании налогового периода - налоговую декларацию по ЕСН в срок не
позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в
налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) по формам,
утвержденным Минфином России.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
работодатели-страхователи представляют расчет авансовых платежей по
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в срок не
позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. А по окончании
расчетного периода - декларацию по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование в срок не позднее 30 марта года, следующего за
истекшим расчетным периодом.
В пункте 1 статьи 83 НК РФ определено, что в целях проведения
налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат
постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического
лица, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
На основании пункта 7 статьи 83 НК РФ постановка на учет в
налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным
предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства
физического лица на основе информации, предоставляемой органами,
указанными в статье 85 НК РФ.
Каждому налогоплательщику присваивается единый ИНН, действующий
на всей территории РФ и по всем видам налогов и сборов, в том числе
подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную
границу РФ (п. 7 ст. 84 НК РФ).
Порядок присвоения ИНН установлен приказом МНС России от
03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения,
применения, а также изменения идентификационного номера
налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на
учет, снятии с учета юридических и физических лиц" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.2.1 Порядка ИНН присваивается налоговым органом
по месту жительства физического лица при постановке на учет или учете
сведений о физическом лице.
В соответствии с пунктом 2.2.4 Порядка постановка на учет в
налоговом органе по месту жительства налогоплательщиков - физических
лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется
на основании:
- сведений, представляемых органами, указанными в пунктах 2, 4 и
6 статьи 85 НК РФ, с последующей выдачей (направлением по почте с
уведомлением о вручении) уведомления о постановке на учет физического
лица в налоговом органе по месту жительства по форме N 09-2-3;
- сведений, представляемых органами, указанными в пунктах 3 и 5
статьи 85 НК РФ, при наличии поступившей в налоговый орган от других
источников в соответствии с законодательством документированной
информации, подтверждающей наличие возложенной на физическое лицо
обязанности уплачивать налоги и (или) сборы, с последующей выдачей
(направлением по почте с уведомлением о вручении) уведомления о
постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту
жительства по форме N 09-2-3;
- заявления физического лица о выдаче документа, подтверждающего
присвоение ИНН, по форме N 09-2-1 с последующей выдачей (направлением
по почте с уведомлением о вручении) свидетельства о постановке на учет
физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме N
09-2-2 или иного документа, подтверждающего присвоение ИНН.
В пункте 2.2.8 Порядка предусмотрено, что в случае возникновения
необходимости указания ИНН в документах, подаваемых в налоговые или
иные органы, сообщения ИНН источнику выплаты доходов, банку и т.п.
физическое лицо вправе обратиться в налоговый орган по месту
жительства с заявлением по форме N 09-2-1 для получения документа,
подтверждающего присвоение ИНН.
Следовательно, физическому лицу необходимо получить ИНН (при его
отсутствии), зарегистрироваться в налоговом органе по месту
жительства, исчислить и заплатить ЕСН и страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу представителя в
суде по договору поручения на соответствующие КБК и расчетные счета,
узнать которые можно в налоговом органе по месту жительства, а также
представить в налоговый орган отчетность по ЕСН и страховым взносам.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы II ранга
С.Х. Аминев
25 июля 2005 г.
N 21-13/52636 |