РЕШЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
11 ноября 2005 г.
N 01-1/7-04
(Д)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда
Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж.,
Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., Симоняна Г.В.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда Островского
Л.Я.,
представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых
Государств Вежновца В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу
Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о
толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств
обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с
запросом о толковании пунктов 14 и 22 Положения об Исполнительном
комитете СНГ от 21 июня 2000 года, статьи 11 Соглашения о правовом
статусе представителей государств и должностных лиц
Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 28
марта 1997 года и пункта 5 Решения Совета глав государств Содружества
Независимых Государств о совершенствовании и реформировании структуры
органов Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года.
В запросе Исполнительный комитет просит дать толкование по
вопросу о праве должностных лиц и сотрудников Исполнительного комитета
СНГ, в том числе бывших сотрудников МЭКа, переведенных на работу в
Исполнительный комитет на основании Решения Совета глав государств
Содружества Независимых Государств о совершенствовании и
реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств от
2 апреля 1999 года, на назначение им пенсии в порядке и на условиях,
установленных для государственных служащих, и ответить на следующие
вопросы:
имеют ли право граждане Российской Федерации - сотрудники
Исполнительного комитета СНГ на пенсию на условиях, определенных
законодательством Российской Федерации для государственных служащих;
имеют ли право на такую же пенсию граждане Российской Федерации -
бывшие сотрудники Межгосударственного экономического комитета
Экономического союза, перешедшие на работу в Исполнительный комитет
СНГ в связи с реорганизацией органов СНГ (Исполнительного
Секретариата, МЭКа и др.), и зависит ли оно от формулировки основания
перехода на работу в Исполнительный комитет.
Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав судью-докладчика Т.Н.
Молчанову, представителя Исполнительного комитета СНГ В.Н. Вежновца,
обсудив заключения генерального советника Л.Я. Островского,
специалиста Е.Ф. Довгань, эксперта Г.Г. Шинкарецкой, Экономический Суд
пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 31 Венской конвенции о праве
международных договоров от 23 мая 1969 года при толковании актов,
указанных в запросе, должны быть использованы и другие
межгосударственные (межправительственные) акты, регулирующие
пенсионное обеспечение должностных лиц и сотрудников органов СНГ, в
частности Соглашение о правовом статусе должностных лиц и сотрудников
органов Содружества Независимых Государств от 25 апреля 2003 года.
Экономический Суд отмечает, что Исполнительный комитет СНГ создан
в результате реорганизации Исполнительного Секретариата СНГ, аппарата
Межгосударственного экономического комитета Экономического союза,
рабочих аппаратов ряда межгосударственных и межправительственных
отраслевых органов на основании Решения Совета глав государств СНГ о
совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества
Независимых Государств от 2 апреля 1999 года. Статья 5 Решения
предусматривает, что Исполнительный комитет является правопреемником
Исполнительного Секретариата СНГ, Межгосударственного экономического
комитета Экономического союза.
Экономический Суд считает необходимым осуществить толкование
актов, указанных в запросе Исполнительного комитета, в их
хронологическом порядке по мере создания органов Содружества.
Межгосударственный экономический комитет Экономического союза
учрежден государствами-участниками Договора о создании Экономического
союза Соглашением о создании Межгосударственного экономического
комитета Экономического союза от 21 октября 1994 года. Одновременно
утверждено и Положение о Межгосударственном экономическом комитете.
Вопросы пенсионного обеспечения должностных лиц и сотрудников МЭКа
урегулированы специальным Соглашением о правовом статусе
представителей государств и должностных лиц Межгосударственного
экономического комитета Экономического союза от 28 марта 1997 года. В
соответствии со статьей 18 Соглашение вступило в силу с даты его
подписания, а для государств-участников, законодательство которых
требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его
вступления в силу, - с даты сдачи соответствующих документов
депозитарию.
Соглашение подписали: Азербайджанская Республика, Республика
Армения, Республика Беларусь, Грузия, Кыргызская Республика,
Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан,
Республика Узбекистан, Украина (с оговоркой: "Вступит в действие после
ратификации Верховной Радой Украины"). Республика Казахстан
присоединилась к Соглашению 17 июля 1997 года. Соглашение вступило в
силу для государств: Республика Таджикистан, Республика Казахстан,
Республика Узбекистан и Республика Беларусь. Республика Молдова
сообщила о необходимости выполнения внутригосударственных процедур.
Документы о выполнении внутригосударственных процедур или уведомления
об отсутствии необходимости их выполнения от Азербайджанской
Республики, Республики Армения, Грузии, Кыргызской Республики,
Российской Федерации и Украины депозитарию не поступали.
Согласно статье 11 Соглашения "Представители государств и
должностные лица Комитета по законодательству государств-участников
приравниваются к соответствующим категориям государственных служащих
государств, гражданами которых они являются, с распространением на них
льгот, которыми пользуются в вопросах социально-бытового, медицинского
обслуживания и пенсионного обеспечения государственные служащие,
должности которых включены в реестры должностей государственной службы
государств-участников. Время работы в Комитете засчитывается
представителям государств и должностным лицам Комитета в стаж работы в
качестве государственных служащих того государства-участника,
гражданами которого они являются, с момента поступления их на работу в
Комитет".
Экономический Суд отмечает, что приравнивание как способ
регулирования правового положения должностных лиц и сотрудников МЭКа,
предусмотренное в статье 11 Соглашения, используется с целью
предоставления указанным лицам прав по пенсионному обеспечению в том
же объеме, что и государственным служащим. Включение периода работы в
МЭКе в стаж государственной службы должно рассматриваться как
приравнивание.
Государство, в отношении которого Соглашение вступило в силу,
приняло на себя обязательство урегулировать в своем законодательстве
пенсионное обеспечение должностных лиц и сотрудников МЭКа в порядке и
на условиях, установленных для государственных служащих.
Российская Федерация, ратифицировавшая Соглашение Федеральным
законом от 31 июля 1998 года N 152-ФЗ, ратификационную грамоту
депозитарию не представила, поэтому для Российской Федерации
Соглашение о правовом статусе представителей государств и должностных
лиц Межгосударственного экономического комитета Экономического союза
от 28 марта 1997 года не вступило в силу. Однако Правительство
Российской Федерации Постановлением "О некоторых социальных гарантиях
граждан Российской Федерации, замещавших должности в
Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза и
Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых
Государств и уволенных в связи с их реорганизацией" от 28 июля 2000
года N 578 обязало компетентные органы принять решение об установлении
сотрудникам МЭКа, уволенным в связи с его реорганизацией, доплаты к
пенсиям применительно к порядку и условиям, предусмотренным для
федеральных государственных служащих. Тем самым Российская Федерация
признала для себя обязательными положения международного Соглашения от
28 марта 1997 года в части, касающейся пенсионного обеспечения
должностных лиц и сотрудников МЭКа. Правовой основой для такого вывода
Экономического Суда является статья 31 Венской конвенции о праве
международных договоров от 23 мая 1969 года, предусматривающая
возможность использования при толковании последующей практики
применения международного договора государствами-участниками.
Следует также учесть, что еще 19 июля 1995 года между
Правительством Российской Федерации и Межгосударственным экономическим
комитетом Экономического союза, выступавшим от имени
государств-участников Договора о создании Экономического союза, было
заключено Соглашение об условиях пребывания Межгосударственного
экономического комитета Экономического союза на территории Российской
Федерации. В соответствии со статьей 20 Соглашение временно
применялось с даты его подписания и вступило в силу одновременно с
Федеральным законом от 25 июля 1996 года N 96-ФЗ о его ратификации - 9
августа 1996 года. Соглашение предоставило должностным лицам МЭКа
привилегии и иммунитеты, распространило на них действующий в
Российской Федерации порядок социального обеспечения. При этом часть 2
статьи 16 Соглашения устанавливала, что время работы в МЭКе
представителей Российской Федерации и должностных лиц МЭКа, являющихся
гражданами Российской Федерации, засчитывается в стаж работы в
качестве федерального государственного служащего. В силу пункта 4
статьи 15 Конституции Российской Федерации указанная норма имеет
приоритет в правоприменении, поэтому время работы должностных лиц и
сотрудников в МЭКе подлежит зачету в стаж работы в качестве
федерального государственного служащего.
Экономический Суд считает, что должностные лица и сотрудники
Исполнительного комитета, созданного на основании Решения Совета глав
государств СНГ о совершенствовании и реформировании структуры органов
Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года, также, как и
должностные лица и сотрудники МЭКа, имеют право на пенсионное
обеспечение в порядке и на условиях, установленных для государственных
служащих государств, гражданами которых они являются.
В соответствии с принципом континуитета (от лат. continuum -
непрерывное, сплошное), действующего в международном праве, в
отношении Исполнительного комитета как правопреемника Исполнительного
Секретариата СНГ и МЭКа (пункт 5 Решения от 2 апреля 1999 года, пункт
22 Положения об Исполнительном комитете СНГ от 21 июня 2000 года)
продолжают действовать все соглашения, находящиеся в силе для
организаций-предшественников, если это не противоречит объекту и целям
таких договоров.
Положение об Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств утверждено Протоколом государств-участников СНГ от 21 июня
2000 года, являющимся по своей правовой природе международным
договором. Согласно пункту 4 Протокол вступает в силу со дня
подписания, а для государств-участников, законодательство которых
требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его
вступления в силу, - со дня сдачи соответствующих документов
депозитарию.
Названный Протокол подписали: Азербайджанская Республика,
Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан,
Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация,
Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. Протокол
вступил в силу для государств: Азербайджанская Республика, Республика
Армения, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Украина.
Республика Казахстан и Республика Молдова сообщили о необходимости
выполнения внутригосударственных процедур. От Грузии, Кыргызской
Республики, Республики Узбекистан, Российской Федерации, подписавших
Протокол, уведомления о необходимости выполнения внутригосударственных
процедур или об отсутствии необходимости их выполнения депозитарию не
поступали.
Согласно пункту 14 Положения об Исполнительном комитете
"сотрудники аппарата Комитета (кроме технического и обслуживающего
персонала) по законодательству государств-участников Содружества
приравниваются к соответствующим категориям государственных служащих
государств, гражданами которых они являются, с распространением на них
льгот, которыми пользуются в вопросах социально-бытового, медицинского
обслуживания и пенсионного обеспечения государственные служащие.
Период работы в Комитете указанным лицам засчитывается в стаж работы в
качестве государственных служащих того государства-участника
Содружества, гражданами которого они являются".
Из текста пункта 14 Положения следует, что вопросы пенсионного
обеспечения должностных лиц и сотрудников аппарата Исполнительного
комитета решались также, как и в отношении соответствующих работников
МЭКа (пункт 11 Соглашения от 28 марта 1997 года). Исходя из этого,
государства, в отношении которых Протокол вступил в силу, должны были
урегулировать национальным законодательством пенсионное обеспечение
должностных лиц и сотрудников Исполнительного комитета в порядке и на
условиях, установленных для государственных служащих. Как отмечалось,
Российская Федерация, подписавшая Протокол, уведомление о
необходимости выполнения внутригосударственных процедур либо об
отсутствии необходимости их выполнения депозитарию не направила.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 11 Указа Президента
Российской Федерации "Об утверждении Перечня должностей, периоды
службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для
назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих"
от 17 декабря 2002 года N 1413 (в редакции от 6 августа 2005 года N
931) должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в
межгосударственных (межправительственных) органах, созданных
государствами-участниками Содружества Независимых Государств с
участием Российской Федерации, включены в Перечень должностей, периоды
службы в которых засчитываются в стаж государственной службы для
назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.
Таким образом, Российская Федерация фактически реализовала правило
пункта 14 Положения об Исполнительном комитете СНГ.
Государства-участники Содружества в лице правительств 25 апреля
2003 года подписали Соглашение о правовом статусе должностных лиц и
сотрудников органов Содружества Независимых Государств, которое
подлежит ратификации и вступает в силу с даты сдачи на хранение
депозитарию третьей ратификационной грамоты (статья 19). По сообщению
депозитария, ратификационные грамоты сдали: Российская Федерация - 26
января 2004 года, Республика Армения - 8 декабря 2004 года, Республика
Таджикистан - 28 июня 2005 года. Соглашение вступило в силу 28 июня
2005 года.
В соответствии со статьей 16 Соглашения пенсионное обеспечение
должностных лиц и сотрудников органов Содружества осуществляется по
законодательству Сторон, гражданами которых они являются (часть 3),
время работы должностных лиц и сотрудников засчитывается в их трудовой
стаж в соответствии с законодательством Сторон, гражданами которых они
являются или на территории которых постоянно проживают (часть 6).
Анализ данных норм показывает, что их редакция по сравнению с
положениями толкуемых выше актов изменена. Исключая приравнивание
должностных лиц и сотрудников органов Содружества к государственным
служащим, упомянутые правила статьи 16 решение вопросов пенсионного
обеспечения должностных лиц и сотрудников органов Содружества и зачета
времени работы в органах СНГ в их трудовой стаж относят
непосредственно к национальному законодательству.
Экономический Суд отмечает, что законодательство
государств-участников СНГ - Сторон Соглашения от 25 апреля 2003 года
по-разному регулирует отношения по пенсионному обеспечению граждан.
Так, на запрос Суда Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская
Республика сообщили, что льготные пенсии, в том числе пенсии
государственным служащим, упразднены. Законодательством же Российской
Федерации предусмотрены пенсии для государственных служащих. На
основании Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002
года N 1413 должностные лица и сотрудники Исполнительного комитета -
граждане Российской Федерации имеют право на получение пенсии в
порядке и на условиях, определенных законодательством Российской
Федерации для государственных служащих.
Относительно запроса Исполнительного комитета СНГ - сохраняют ли
право на пенсию за выслугу лет бывшие работники МЭКа, перешедшие на
работу в Исполнительный комитет в связи с реорганизацией органов
Содружества, Экономический Суд считает, что такое право по изложенным
выше обстоятельствам сохраняется и не зависит от основания перехода.
Последствия реорганизации Исполнительного Секретариата, МЭКа
регулируются трудовым законодательством государств места их пребывания
- статьей 29 Кодекса законов о труде РСФСР (1971 год), статьей 75
Трудового кодекса Российской Федерации (2001 год), статьей 36
Трудового кодекса Республики Беларусь (1999 год). На основании
указанных норм в случае реорганизации организации (органов СНГ)
трудовые отношения с согласия работника продолжаются. В связи с этим
не допускается увольнение с работы в прежнем органе (МЭК) и прием на
работу во вновь созданный (Исполнительный комитет СНГ), а также
использование формулировок "назначить в порядке перевода", "назначить
на должность", поскольку продолжение трудовых отношений предполагает
работу по той же должности и с той же зарплатой. В случае отказа
работника от продолжения работы в связи с реорганизацией трудовой
договор прекращается.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации и Республики
Беларусь не предусматривает особенностей регулирования реорганизации
государственных организаций и ее правовых последствий, вышеуказанные
общие правила распространяются на государственных служащих, а также
лиц, приравненных к ним.
Должностные лица и сотрудники Исполнительного комитета СНГ -
бывшие сотрудники МЭКа, являющиеся гражданами Российской Федерации,
имеют право на пенсию за выслугу лет, так как при реорганизации МЭКа
трудовые отношения указанных лиц не прекращались и были продолжены с
правопреемником - Исполнительным комитетом СНГ. Анализ указанных выше
норм позволяет заключить, что реорганизация не должна приводить к
снижению уровня правового статуса должностных лиц и сотрудников
Исполнительного комитета СНГ - бывших сотрудников МЭКа в части
пенсионного обеспечения.
Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь
СНГ вправе изменить запись, внесенную в трудовую книжку бывших
сотрудников МЭКа в связи с произведенной реорганизацией органов СНГ, в
соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 11 ноября 2003 года N 5219 (пункты 1.2, 3.2).
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16
Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и
пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда Содружества
Независимых Государств, Экономический Суд
решил:
Дать по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых
Государств следующее толкование применения пунктов 14 и 22 Положения
об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств от 21
июня 2000 года, статьи 11 Соглашения о правовом статусе представителей
государств и должностных лиц Межгосударственного экономического
комитета Экономического союза от 28 марта 1997 года и пункта 5 Решения
Совета глав государств Содружества Независимых Государств о
совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества
Независимых Государств от 2 апреля 1999 года по вопросу о праве
должностных лиц и сотрудников Исполнительного комитета СНГ, в том
числе бывших сотрудников МЭКа, перешедших на работу в Исполнительный
комитет СНГ на основании Решения Совета глав государств о
совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества
Независимых Государств от 2 апреля 1999 года, на назначение им пенсии
в порядке и на условиях, установленных для государственных служащих.
1. Должностные лица и сотрудники Исполнительного комитета СНГ,
являющиеся гражданами государств-участников международного договора, -
Протокола об утверждении Положения об Исполнительном комитете
Содружества Независимых Государств от 21 июня 2000 года, в том числе
бывшие должностные лица и сотрудники Межгосударственного
экономического комитета Экономического союза, перешедшие на работу в
Исполнительный комитет СНГ на основании Решения Совета глав государств
о совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества
Независимых Государств от 2 апреля 1999 года, имеют право в
соответствии с пунктом 14 Положения об Исполнительном комитете
Содружества Независимых Государств на назначение им пенсии в порядке и
на условиях, установленных для государственных служащих.
Должностные лица и сотрудники Исполнительного комитета СНГ -
граждане Российской Федерации имеют право на пенсию за выслугу лет на
основании Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении
Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в
стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет
федеральных государственных служащих" от 17 декабря 2002 года N 1413.
Должностные лица и сотрудники Исполнительного комитета СНГ -
граждане государств-участников Соглашения о правовом статусе
должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых
Государств от 25 апреля 2003 года имеют право на пенсию за выслугу лет
в порядке и на условиях, установленных для государственных служащих,
если это право закреплено в действующем законодательстве
государства-участника.
2. Период работы в МЭКе должностных лиц и сотрудников, перешедших
на работу в Исполнительный комитет СНГ в связи с реорганизацией
органов Содружества, засчитывается в стаж работы в качестве
государственных служащих государств, гражданами которых они являются,
на основании статьи 11 Соглашения о правовом статусе представителей
государств и должностных лиц Межгосударственного экономического
комитета Экономического союза от 28 марта 1997 года.
Период работы в МЭКе должностных лиц и сотрудников - граждан
Российской Федерации, перешедших на работу в Исполнительный комитет
СНГ, засчитывается в стаж работы в качестве федерального
государственного служащего на основании части 2 статьи 16 Соглашения
между Правительством Российской Федерации и Межгосударственным
экономическим комитетом Экономического союза об условиях пребывания
Межгосударственного экономического комитета Экономического союза на
территории Российской Федерации от 19 июля 1995 года.
Бывшие должностные лица и сотрудники МЭКа, в том числе граждане
Российской Федерации, перешедшие на работу в Исполнительный комитет
СНГ, сохраняют право на пенсию за выслугу лет независимо от
формулировки основания их перехода на работу в Исполнительный комитет
СНГ.
3. Копию Решения направить Исполнительному комитету Содружества
Независимых Государств, правительствам государств-участников
Содружества Независимых Государств.
4. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и
средствах массовой информации государств-участников Соглашения о
статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6
июля 1992 года.
5. Решение окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
А.Ш.КЕРИМБАЕВА
11 ноября 2005 г.
N 01-1/7-04 |