В 2001 ГОДУ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕЛА ПО ДОГОВОРУ
КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО СТОИМОСТЬЮ БОЛЕЕ
10000 РУБ. И ВПОСЛЕДСТВИИ СДАЛА ЕГО В АРЕНДУ. В 2002
ГОДУ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕЛА РАБОТЫ, УВЕЛИЧИВШИЕ
ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТА, И НАЧИСЛИЛА
АМОРТИЗАЦИЮ. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С
ИСПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЯ СУДА О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ИМУЩЕСТВО
ПЕРЕДАНО ПРИЗНАННОМУ СУДОМ СОБСТВЕННИКУ В 2005 ГОДУ,
А ПРОДАВЕЦ ВОЗВРАТИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ
СТОИМОСТЬ УКАЗАННОГО ИМУЩЕСТВА?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
5 августа 2005 г.
N 20-12/55828
(Д)
Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет
юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее
недействительностью, и считается недействительной с момента ее
совершения.
Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ
6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н,
определено, что при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве
основных средств необходимо единовременное выполнение следующих
условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ
или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, то есть срока
полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или
обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных
активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход)
в будущем.
При этом к основным средствам относятся здания, сооружения,
рабочие, силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие
приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства,
инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и
принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние
насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие
объекты.
В соответствии с пунктом 2 Положения о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 и
действовавшего в 2001 году, расходы по приобретению объектов основных
средств (капитальные вложения) не учитываются в себестоимости
продукции (работ, услуг), а переносятся на стоимость производимой
продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) посредством
начисления амортизации на полное восстановление.
На основании статьи 256 НК РФ с 1 января 2002 года в целях
налогообложения прибыли имущество признается амортизируемым, если:
- находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное
не предусмотрено главой 25 НК РФ);
- используется им для извлечения дохода;
- срок полезного использования имущества составляет более 12
месяцев;
- первоначальная стоимость более 10000 руб.;
- стоимость погашается путем начисления амортизации.
Вне зависимости от выбранного налогоплательщиком метода
начисления амортизации по имуществу, введенному в эксплуатацию до
вступления в силу главы 25 НК РФ, начисление амортизации производится
исходя из остаточной стоимости указанного имущества и оставшегося
срока полезного использования.
Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию
до 1 января 2002 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ
определяется как разница между восстановительной стоимостью таких
основных средств и суммой амортизации, определенных в порядке,
установленном абзацем пятым данного пункта.
При этом согласно пункту 2 статьи 257 НК РФ первоначальная
стоимость основных средств изменяется в случаях достройки,
дооборудования, реконструкции, модернизации, технического
перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по
иным аналогичным основаниям.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся
работы, вызванные изменением технологического или служебного
назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта
амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или)
другими новыми качествами.
Как следует из представленных материалов, организация сдавала в
аренду приобретенное по договору купли-продажи сооружение, то есть она
получала доходы в виде арендных платежей, а также начисляла
амортизацию для целей налогообложения прибыли. Кроме того, проводились
работы, которые увеличили стоимость указанного имущества.
По решению суда имущество возвращено его действительному
собственнику в апреле 2005 года, а продавец возвратил организации
денежные средства в размере стоимости приобретения имущества.
В своем письме от 09.07.2003 N 02-4-08/370-Ъ062 МНС России
разъяснило, что, учитывая положения статей 167 и 171 ГК РФ и
недействительность сделки согласно решению суда с момента ее
совершения, имущество возвращается по цене приобретения. Что касается
убытков, возникших в связи с признанием сделки недействительной, то
данные убытки не являются обоснованными и не подлежат признанию
расходами для целей налогообложения прибыли в соответствии со статьей
252 НК РФ.
Таким образом, на основании изложенного следует, что:
- в случае, если организация заявляла в расчете налога от
фактической прибыли за 2001 год льготу, установленную подпунктом "а"
пункта 1 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций", на величину фактических затрат,
осуществленных в 2001 году по приобретению недвижимого имущества,
необходимо уточнить указанный расчет в части корректировки суммы
заявленной льготы;
- покупателю следует уточнить декларации на суммы начисленной для
целей налогообложения за 2001-2005 годы амортизации согласно статье 54
НК РФ за соответствующие отчетные (налоговые) периоды;
- расходы, повлекшие увеличение в 2002 году стоимости имущества,
как неотделимые улучшения, переданные в составе объекта его
собственнику, не учитываются для целей налогообложения прибыли в
соответствии с подпунктом 15 статьи 270 НК РФ и рассматриваются в
качестве безвозмездно переданного имущества (если не возмещаются
первоначальным продавцом).
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.Г. Луканина
5 августа 2005 г.
N 20-12/55828 |