АДВОКАТ, УЧРЕДИВШИЙ АДВОКАТСКИЙ КАБИНЕТ, ОСУЩЕСТВЛЯЛ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВОЕЙ КВАРТИРЕ. ЗАТЕМ ОН АРЕНДОВАЛ
НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ (ОФИС). ВПРАВЕ ЛИ АДВОКАТ УЧИТЫВАТЬ
В СОСТАВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ АРЕНДНЫЕ
ПЛАТЕЖИ ПО АРЕНДЕ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ? УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ
ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДФЛ РАСХОДЫ,
СВЯЗАННЫЕ С СОДЕРЖАНИЕМ И РЕМОНТОМ КВАРТИРЫ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
29 сентября 2005 г.
N 28-10/69307
(Д)
Исчисление и уплата налога на доходы, полученные адвокатами,
принявшими решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально
и учредившими адвокатский кабинет, производятся в соответствии с
положениями статьи 221 НК РФ.
Согласно статье 227 НК РФ адвокаты, осуществляющие адвокатскую
деятельность индивидуально, как и налогоплательщики - индивидуальные
предприниматели, обязаны самостоятельно определять налоговую базу по
НДФЛ в части доходов, полученных от профессиональной деятельности за
истекший налоговый период, и производить уплату исчисленных сумм НДФЛ
в бюджет.
На основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете" адвокаты, которые осуществляют
адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в
отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам,
осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица.
Пунктом 2 статьи 54 НК РФ установлено, что индивидуальные
предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового
периода на основе данных учета доходов и хозяйственных операций в
порядке, определяемом Минфином России и МНС России.
Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными
предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета
доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных
предпринимателей (далее - Порядок), утвержденным совместным приказом
Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 47 Порядка к прочим
расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности
(раздел VI Книги учета доходов и расходов), относятся, в частности,
арендные платежи за арендуемое имущество.
В статье 21 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее -
Закон N 63-ФЗ) предусмотрено, что адвокаты вправе использовать для
размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие им
либо членам их семей на праве собственности, с согласия последних.
Вместе с тем физические лица, которые для целей налогообложения
статьей 11 НК РФ отнесены к категории индивидуальных предпринимателей,
вправе учитывать в составе расходов, непосредственно связанных с
получением доходов от осуществляемой ими деятельности, только
документально подтвержденные затраты на содержание нежилых помещений,
специально оборудованных для осуществления деятельности и
принадлежащих поименованным выше гражданам на праве собственности или
используемых на основании договора аренды.
Таким образом, расходы, связанные с содержанием и ремонтом
квартиры, в которой адвокат осуществляет деятельность, не учитываются
при определении налоговой базы по НДФЛ.
В случае аренды адвокатом офиса для осуществления
профессиональной деятельности оплаченные им по договору аренды платежи
будут учитываться в составе профессиональных налоговых вычетов в сумме
фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.Г. Луканина
29 сентября 2005 г.
N 28-10/69307 |