О СРОКЕ ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
31 августа 2006 г.
N 03-02-07/1-238
(ФР 06-36)
Вопрос: Прошу Вас дать разъяснение о правовом значении срока
привлечения к налоговой ответственности 3 года и что в его пределах
для налоговых органов возможно.
В нашей организации проводится выездная проверка за 2002 и 2003
годы. Проверка начата 5 апреля 2005 года, приостановлена с 24 мая 2005
года, возобновлена 11 апреля 2006 года.
Если проверка будет закончена в июле 2006 года, возможно ли по
законам о сроке исковой давности в результате этой проверки
доначисление налогов за период, превышающий 3 года, то есть за 2002
год и 6 месяцев 2003 года?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
рассмотрел письмо от 20.07.2006 N 96.01-01/180 и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо не может быть привлечено к
ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня
его совершения либо со дня после окончания налогового периода, в
течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года
(срок давности).
Названная статья, устанавливая срок давности привлечения к
ответственности за совершение налогового правонарушения,
предусматривает, что исчисление этого срока со дня совершения
налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых
правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Кодекса, в
отношении которых исчисление срока давности применяется со следующего
дня после окончания налогового периода.
Трехлетний срок давности согласуется с ограничением срока на
проведение налоговой проверки, установленным статьей 87 Кодекса,
согласно которому налоговой проверкой могут быть охвачены только три
календарных года, непосредственно предшествующие году проведения
проверки, а также со сроком хранения отчетной документации.
В соответствии со статьей 100 Кодекса по результатам выездной
налоговой проверки составляется акт налоговой проверки, в котором
указываются документально подтвержденные факты налоговых
правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также выводы и
предложения проверяющих по установлению выявленных нарушений и ссылки
на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид
налоговых правонарушений.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от
14.07.2005 N 9-П отмечено, что течение срока давности привлечения лица
к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается
с момента оформления акта налоговой проверки, а в случае отсутствия
необходимости в составлении такого акта - с момента вынесения
соответствующего решения руководителем (заместителем руководителя)
налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой
ответственности.
Установленный статьей 11З Кодекса срок давности привлечения лица
к ответственности за совершение налогового правонарушения призван
исключить возможность неразумно продолжительной неопределенности в
вопросах правового положения налогоплательщика в связи с совершенным
им правонарушением и ограждает лицо от применения к нему штрафных
санкций за правонарушение, выявленное после окончания периода, в
течение которого оно обязано хранить документацию, связанную с
исчислением и уплатой налогов. Поэтому налоговый орган не вправе
привлекать налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения, если истек срок давности.
Положения статьи 113 Кодекса не исключают для суда возможность в
случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового
контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными
причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к
ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те
правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата
налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.
Учитывая изложенное, полагаем, что если в июле месяце 2006 года
проверяющими начинается оформление результатов выездной налоговой
проверки, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа
вправе привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за
совершение налогового правонарушения за 2005, 2004, 2003 годы. В то же
время, в случае воспрепятствования налогоплательщиком проведению
выездной налоговой проверки по решению суда налогоплательщик может
быть привлечен к ответственности за совершение налогового
правонарушения и за 2002 год.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной
политики Министерства
Российской Федерации
А.И. Иванеев
31 августа 2006 г.
N 03-02-07/1-238 |