ВПРАВЕ ЛИ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ, А ТАКЖЕ ФИЗИЧЕСКИЕ
ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ СТАТУС БЕЖЕНЦА, ПОЛУЧИТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ
НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ И ВЕРНУТЬ СУММУ УДЕРЖАННОГО
НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ НДФЛ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
27 июля 2006 г.
N 28-08/66327@
(Д)
Согласно пункту 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты
предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика
при подаче налоговой декларации по НДФЛ в налоговый орган по окончании
налогового периода.
В пункте 2 статьи 229 НК РФ установлено, что лица, на которых не
возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе
представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
налога регулируется статьями 78 и 79 НК РФ, согласно которым сумма
излишне уплаченного НДФЛ возвращается налоговым органом по месту
налогового учета на основании письменного заявления налогоплательщика
в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии со статьей 83 НК РФ налогоплательщики - физические
лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту
жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого
имущества и транспортных средств.
Под местом жительства физического лица понимается адрес
(наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта,
улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо
зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном
законодательством РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).
В работе по учету физических лиц налоговые органы в качестве
документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства, используют
документы, выданные органами регистрационного учета (к которым
отнесены органы внутренних дел или органы местного самоуправления при
отсутствии в населенных пунктах органов внутренних дел).
Согласно пункту 18 Правил регистрации и снятия граждан РФ с
регистрационного учета по месту их пребывания и по месту жительства в
пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.95
N 713, такими документами являются паспорт с произведенной отметкой о
регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по
месту жительства, если регистрация производится по иным документам,
удостоверяющим личность.
Гражданам, зарегистрированным по месту пребывания в жилых
помещениях, не являющихся их местом жительства, выдается свидетельство
о регистрации по месту пребывания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от
19.02.93 N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон N 4528-1) беженцем в РФ
признается лицо, не являющееся гражданином РФ, то есть им может быть
как иностранный гражданин, так и лицо, не имеющее определенного
гражданства.
Порядок признания лица беженцем определен статьей 3 Закона N
4528-1 и включает в себя несколько стадий, каждая из которых
регламентируется в последующих статьях закона. Так, выдача
свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу регулируется
статьей 4, выдача удостоверения беженца - статьей 7 Закона N 4528-1.
При этом статьями 6 и 8 Закона N 4528-1 установлены
соответствующие права, которые имеют лица, получившие свидетельство, а
также лица, признанные беженцами.
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона N 4528-1 лицу, признанному
беженцем и достигшему возраста восемнадцати лет, федеральным органом
исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным
органом выдается удостоверение установленной формы.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.95 N 1227 "Об
удостоверении беженца" утверждены Положение о порядке оформления,
выдачи и обмена удостоверения беженца и форма бланка удостоверения
беженца.
На основании пунктов 1, 3 и 5 Положения удостоверение беженца в
РФ выдается лицу, признанному беженцем в РФ в соответствии с Законом N
4528-1. Срок действия данного удостоверения три года. В удостоверение,
в частности, вносятся сведения о месте жительства (пребывания).
Следовательно, к документам, подтверждающим регистрацию
физического лица по месту жительства, свидетельство о регистрации по
месту пребывания, а также удостоверение беженца не относятся.
Таким образом, основания для постановки на налоговый учет
физического лица, имеющего статус беженца, по месту его пребывания у
налогового органа отсутствуют. Поэтому такая категория лиц не может
реализовать свое право на получение налоговых вычетов, установленных
статьями 218-221 НК РФ, и соответственно вернуть сумму удержанного
налоговым агентом налога.
Данные физические лица смогут реализовать право на получение
налоговых вычетов и осуществить возврат излишне удержанной суммы
налога при условии их регистрации по месту жительства на территории РФ
в изложенном выше порядке.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы II ранга
С.Х. Аминев
27 июля 2006 г.
N 28-08/66327@ |