КАКОВ ПОРЯДОК ОБЛОЖЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА С УЧАСТИЕМ СПОНСОРА?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
7 декабря 2006 г.
N 09-14/107054
(Д)
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том
значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства,
если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).
В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
(далее - Закон N 38-ФЗ) определены основные понятия, используемые в
Законе:
- спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее
предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного,
культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции
теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного
результата творческой деятельности;
- спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии
обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;
- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение
рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом
налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ,
услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и
передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по
соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача
имущественных прав.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая
база, определенная согласно статьям 153-158 НК РФ, увеличивается на
суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде
финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в
счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных
товаров (работ, услуг).
Таким образом, в случае, когда организации, осуществляя
финансирование международного форума, выступают спонсорами
(рекламодателями), а получатели этих средств - распространителями
рекламы спонсора, то данные финансовые средства должны включаться у
организации-получателя в налоговую базу по НДС.
Согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового
кодекса РФ в целях обложения НДС передача права собственности на
товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной
основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
В связи с этим товары, безвозмездно переданные в рекламных целях,
являются объектом налогообложения по НДС.
При этом согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации
товаров на безвозмездной основе налоговая база равна стоимости данных
товаров, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке,
аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для
подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 25 пункта 3 статьи 149
НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения)
на территории РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг),
расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100
руб.
Согласно статье 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются
физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также
физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся
налоговыми резидентами РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении
налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им
как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение
которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды,
определяемой согласно статье 212 НК РФ.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ к доходам,
полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся оплата
(полностью или частично) за него организациями или индивидуальными
предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том
числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах
налогоплательщика.
Таким образом, стоимость канцелярских принадлежностей для
участников международного форума, а также их питания является доходом
этих физических лиц, полученным в натуральной форме, и подлежит
обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 НК РФ организации, от которых
или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,
за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога
осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ,
признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать у
налогоплательщика и уплатить в бюджет НДФЛ.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму
НДФЛ налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента
возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в
налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и
сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Кроме того, на основании статей 24 и 230 НК РФ на налоговых
агентов возложена обязанность вести учет выплаченных и перечисленных в
бюджеты сумм НДФЛ, в том числе персонально по каждому
налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту
своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового
периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде
налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим
налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.
Законом города Москвы от 24.11.2004 N 75 "О едином налоге на
вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению
наружной рекламы" с 1 января 2005 года на территории г. Москвы введена
система налогообложения в виде ЕНВД для деятельности по
распространению и (или) размещению наружной рекламы.
В статье 346.27 НК РФ определено, что распространением и (или)
размещением наружной рекламы признается деятельность организаций или
индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной
информации путем предоставления и (или) использования средств наружной
рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных
стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного
круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.
При этом в статье 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что к средствам
наружной рекламы относятся щиты, стенды, строительные сетки,
перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные
технические средства стабильного территориального размещения,
монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных
конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а
также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Таким образом, в случае размещения рекламной информации в
помещении обязанность по уплате ЕНВД у организации не возникает.
Руководитель Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
Н.В. Синикова
7 декабря 2006 г.
N 09-14/107054 |