ПИСЬМО
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
13 марта 2007 г.
N 02-13/07-1795
(Д)
Департамент правового обеспечения социального страхования
рассмотрел обращения по вопросам обязательного социального страхования
и сообщает следующее.
1. Вступивший в силу с 1 января 2007 года Федеральный закон от
29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих
обязательному социальному страхованию" (далее - Закон) предусматривает
ряд новых норм в части предоставления пособий по временной
нетрудоспособности (определение размера пособия в зависимости от
продолжительности страхового стажа, исчисление пособий в календарных
днях вместо рабочих, выплата пособия по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам по всем местам работы застрахованного лица и
др.).
В соответствии со статьей 16 Закона Правила подсчета и
подтверждения страхового стажа утверждены Приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
06.02.2007 N 91 и в настоящее время находятся на регистрации в Минюсте
России.
При этом следует иметь в виду, что в страховой стаж включаются:
периоды работы по трудовому договору; периоды государственной
гражданской или муниципальной службы; периоды иной деятельности, в
течение которой гражданин подлежал обязательному социальному
страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством.
Застрахованные лица, имевшие до 1 января 2007 года право на
получение пособия по временной нетрудоспособности в размере,
превышающем размер пособия, исчисленного в соответствии с нормами
указанного Закона, вправе получать пособие по временной
нетрудоспособности в прежнем, более высоком размере.
Согласно статье 14 Закона, пособие по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется исходя из
среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12
календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по
беременности и родам.
В соответствии с пунктом 7 Закона Положение об особенностях
порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному
страхованию, определяются Правительством Российской Федерации.
Поскольку в настоящее время указанное Положение не утверждено,
то, согласно пункту 2 статьи 19 Закона, с 1 января 2007 года
законодательные акты и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, предусматривающие условия, размеры и порядок обеспечения
пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, применяются
в части, не противоречащей Закону.
В связи с этим может применяться в части, не противоречащей
Закону, и Положение об особенностях порядка исчисления средней
заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.04.2003 N 213, в соответствии с которым в случае, если
работник за расчетный период и до наступления страхового случая, с
которым связано сохранение среднего заработка, не имел фактически
начисленной заработной платы или фактических отработанных дней в
организации, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки
установленного ему разряда, должностного оклада, денежного
вознаграждения.
2. В соответствии с частью первой статьи 9 Федерального закона от
29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих
обязательному социальному страхованию" пособие по временной
нетрудоспособности не назначается за периоды освобождения работника от
работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без
оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если временная нетрудоспособность, связанная с
уходом за больным ребенком, наступила в период отпуска без сохранения
заработной платы, пособие по временной нетрудоспособности не
выплачивается.
3. Статьями 7 и 11 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрено,
что в случае, если застрахованное лицо имеет страховой стаж менее 6
месяцев, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам выплачивается ему в размере, не превышающем за полный
календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом. Эта новая норма применяется к лицам, которые на
момент наступления страхового случая имели продолжительность
страхового стажа менее 6 месяцев.
В связи с отсутствием в обращениях необходимой информации дать
более полные ответы не представляется возможным.
Руководитель
департамента правового обеспечения
Фонда социального страхования РФ
О.В.ТЕРЕЩЕНКО
13 марта 2007 г.
N 02-13/07-1795 |