УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
ПОЛУЧЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ПАРТНЕРСТВОМ ПОЖЕРТВОВАНИЯ
ОТ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
20 октября 2006 г.
N 20-12/92797
(Д)
В соответствии со статьей 246 НК РФ налогоплательщиками налога на
прибыль организаций признаются российские организации. На основании
статьи 11 НК РФ организации - это юридические лица, образованные в
соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, некоммерческие организации на равных началах
являются плательщиками налога на прибыль.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческие
организации могут создаваться в форме общественных или религиозных
организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений,
автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и
иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах,
предусмотренных федеральными законами.
На основании статьи 8 Закона N 7-ФЗ некоммерческим партнерством
признается основанная на членстве некоммерческая организация,
учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее
членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение
социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и
управленческих целей, в рамках охраны здоровья граждан, развития
физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных
нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов
граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания
юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение
общественных благ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу
на прибыль, указаны в статье 251 НК РФ. Их перечень является
исчерпывающим.
В пункте 2 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что при определении
налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления
(за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности, полученные
безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и
использованные указанными получателями по назначению. При этом
налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны
вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в
рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и
ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся
осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих
организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а
также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ.
Согласно статье 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи
или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться
гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям
социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным,
научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям
культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству
и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
Таким образом, в статье 582 ГК РФ поименованы конкретные
организационно-правовые формы некоммерческих организаций, которым
могут делаться пожертвования. Некоммерческое партнерство не определено
получателями пожертвований.
На основании пункта 8 статьи 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно
полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за
исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ, признаются
внереализационными доходами.
Следовательно, пожертвования, полученные некоммерческим
партнерством безвозмездно от юридических лиц, учитываются при
определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе
внереализационных доходов в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
И.о. заместителя
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
О.М. Спицына
20 октября 2006 г.
N 20-12/92797 |