ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ ЗАНИМАЕТСЯ
СБОРОМ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И НЕ ВЕДЕТ
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЗАКЛЮЧИЛО
ДОГОВОР АРЕНДЫ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ СВОИХ
СОТРУДНИКОВ И ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ТЕЛЕФОННЫХ
РАЗГОВОРОВ. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДОХОДОМ СОТРУДНИКОВ СУММА
ОПЛАТЫ ЗА АРЕНДУ ПОМЕЩЕНИЯ И АБОНЕНТСКАЯ ПЛАТА ЗА
ТЕЛЕФОН? ПОДЛЕЖИТ ЛИ ДАННЫЙ ДОХОД ОБЛОЖЕНИЮ ЕСН И НДФЛ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
26 января 2007 г.
N 21-11/006906@
(Д)
В подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ установлено, что
плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим
лицам, в том числе организации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ организации -
юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ,
а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные
образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные на
основании законодательства иностранных государств, международные
организации, их филиалы и представительства, созданные на территории
РФ.
Таким образом, иностранная организация, действующая на территории
РФ, производящая выплаты физическим лицам, вне зависимости от
источника получения дохода или финансирования деятельности относится к
плательщикам ЕСН.
С 1 января 2003 года норм, определяющих особенности
налогообложения ЕСН выплат, производимых в пользу иностранных граждан,
в главе 24 НК РФ не содержится. То есть налогообложение ЕСН выплат,
производимых в пользу данной категории граждан, должно производиться в
общеустановленном порядке.
В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН
для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне
зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются
объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие
выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу
на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При этом норма пункта 3 статьи 236 НК РФ не распространяется на
организации, не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль.
На основании пункта 1 статьи 237 НК РФ при определении налоговой
базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм,
указанных в статье 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой
осуществляются данные выплаты. В частности, полная или частичная
оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав),
предназначенных для физического лица - работника, в том числе
коммунальных услуг.
Оплата стоимости жилья и абонентская плата за телефон сотрудникам
представительств иностранных организаций законодательством РФ не
предусмотрена, поэтому подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ на эти
выплаты не распространяется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 243 НК РФ организация должна
вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений по каждому
физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Таким образом, представительство должно уплачивать ЕСН с сумм
арендной платы за квартиру и абонентской платы за телефон,
рассчитанных пропорционально времени пользования конкретным
сотрудником.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не
подлежат налогообложению ЕСН компенсационные выплаты, связанные с
выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Для применения данной нормы статьи 238 Налогового кодекса РФ
организация должна иметь документальное подтверждение служебного
характера расходов сотрудника.
При наличии у организации документов, подтверждающих такой
характер переговоров, сумма оплаты международных и междугородных
телефонных переговоров не облагается единым социальным налогом на
основании статьи 238 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой
базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им
как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение
которыми у него возникло.
Согласно статье 211 НК РФ к доходам, полученным
налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата
(полностью или частично) за него организациями или индивидуальными
предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том
числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах
налогоплательщика.
Следовательно, суммы оплаты за аренду помещения для проживания
сотрудника представительства, а также сумма абонентской платы за
телефон являются его доходом, полученным в натуральной форме, и
подлежат обложению НДФЛ по ставке 13% - для физических лиц, являющихся
налоговыми резидентами РФ, и 30% - для физических лиц, не являющихся
налоговыми резидентами РФ.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный
советник 2-го класса
С.Х. Аминев
26 января 2007 г.
N 21-11/006906@ |