О ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НУЛЕВОЙ СТАВКИ НДС
В ПЕРИОД С 01.01.2004 ПО 31.12.2005 ПО РАБОТАМ
(УСЛУГАМ) ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД
ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ,
ПРИ ОФОРМЛЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ГРУЗОВЫХ ТАМОЖЕННЫХ
ДЕКЛАРАЦИЙ КАК В СООТВЕТСТВИИ С ТАМОЖЕННЫМ РЕЖИМОМ
ЭКСПОРТА, ТАК И В СООТВЕТСТВИИ С ТАМОЖЕННЫМ РЕЖИМОМ
ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ.
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
2 апреля 2007 г.
N 03-07-15/44
(Д)
В связи с письмом по вопросам применения с 1 января 2004 г. по 31
декабря 2005 г. положений пп. 2 п. 1 ст. 164 и п. 4 ст. 165 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении
операций по реализации работ (услуг) по переработке товаров,
помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории,
Минфин России сообщает.
Как правомерно указано в письме, согласно пп. 2 п. 1 ст. 164
Налогового кодекса операции по реализации работ (услуг) по переработке
товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной
территории, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость
по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые
органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса.
С 1 января 2004 г. согласно п. 1 ст. 173 новой редакции
Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс)
переработка на таможенной территории - это таможенный режим, при
котором ввезенные товары используются на таможенной территории
Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки
товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным
условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при
условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории
Российской Федерации в определенный срок.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой Таможенного
кодекса с 1 января 2004 г. таможенный режим переработки на таможенной
территории завершается вывозом продуктов переработки с таможенной
территории Российской Федерации, а не режимом экспорта товаров, как
было установлено в таможенном законодательстве ранее.
Одновременно согласно п. 4 ст. 165 Налогового кодекса в редакции,
действующей в период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2005 г., для
документального подтверждения применения нулевой ставки налога на
добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг),
предусмотренных пп. 1 - 3 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса, в том числе
работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим
переработки на таможенной территории, в налоговые органы
представлялась грузовая таможенная декларация или ее копия с отметками
российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в
таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в
регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который
товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской
Федерации.
Полагаем, что при рассмотрении вопроса об оформлении и содержании
таможенных деклараций, представляемых в целях применения нулевой
ставки налога на добавленную стоимость налогоплательщиками,
выполняющими (оказывающими) в 2004 - 2005 гг. вышеуказанные работы
(услуги), нельзя не учитывать следующее.
Пунктом 2 ст. 438 Таможенного кодекса (в новой редакции) в п. 4
ст. 6 Налогового кодекса внесены изменения, согласно которым в
отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания
налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через
таможенную границу Российской Федерации, применяются положения,
установленные Таможенным кодексом. Кроме того, ст. 11 Налогового
кодекса дополнена п. 4, предусматривающим, что в отношениях,
возникающих в связи с взиманием таможенных платежей при перемещении
товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются
понятия, определенные Таможенным кодексом, а в части, не
урегулированной им, - Налоговым кодексом.
В соответствии с нормами ст. ст. 123 и 124 Таможенного кодекса
при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации
товары подлежат декларированию таможенным органам, которое
производится путем заявления таможенному органу в таможенной
декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом, в
письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о
товарах и об их таможенном режиме.
Действительно, как отмечено в письме, в 2004 - 2005 гг. порядок
таможенного оформления продуктов переработки, вывозимых с таможенной
территории Российской Федерации при завершении действия таможенного
режима переработки на таможенной территории, осуществлялся в
соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной
декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915,
согласно которой при вывозе продуктов переработки в грузовой
таможенной декларации указывался режим переработки, а не режим
экспорта.
Однако, как указано в обращении, в Определении Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.10.2005 N 11885/05 при
рассмотрении заявления налогового органа о пересмотре о порядке
надзора решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N
А43-1530/2005-30-62 отказано в передаче в Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации указанного дела по основанию,
согласно которому вывоз продукции из Российской Федерации в режиме
переработки на таможенной территории не предполагает обратного ввоза,
что свидетельствует о том, что по существу товар вывезен в режиме
экспорта.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской
Федерации от 19.01.2005 N 41-О разъясняется, что при оценке
правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную
стоимость положения пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса необходимо
рассматривать в системной связи, то есть неразрывно, с положениями пп.
1 того же пункта, поскольку они регулируют единый комплекс
правоотношений, касающихся особенностей налогообложения операций по
реализации товаров и связанных с процессом производства и реализации
работ и услуг.
По нашему мнению, существенное значение при рассмотрении
поставленного вопроса имеет недавнее Постановление Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2007 N 14219/06.
Так, согласно данному Постановлению пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового
кодекса, содержащий прямое указание на обложение налогом на
добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов работ (услуг) по
переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки
товаров на таможенной территории и под таможенным контролем, во
взаимосвязи с положениями ст. 151 и пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового
кодекса позволяет сделать вывод о налогообложении работ (услуг) по
переработке товаров при вывозе с территории Российской Федерации
продуктов переработки (товаров, переработанных в режиме переработки на
таможенной территории Российской Федерации) по налоговой ставке 0
процентов. При этом отмечено, что в случае, если реальность
осуществления хозяйственных операций налоговым органом не ставится под
сомнение, факт реализации товаров иностранному лицу и факт получения
оплаты за поставленный товар налоговым органом не оспариваются, то
есть товары - продукты переработки - фактически были вывезены с
таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщику не может
быть отказано в подтверждении обоснованности применения налоговой
ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость лишь на том
основании, что вывоз осуществлялся не в таможенном режиме экспорта, а
в таможенном режиме переработки на таможенной территории, в отсутствие
сведений о нарушении им таможенного режима.
Учитывая изложенное и принимая во внимание сложившуюся судебную
практику, полагаем возможным согласиться, что для обоснования
правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную
стоимость в период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2005 г. по
вышеуказанным работам (услугам) налогоплательщики могли представлять
грузовые таможенные декларации, оформленные как в соответствии с
таможенным режимом экспорта, так и таможенным режимом переработки на
таможенной территории, то есть грузовые таможенные декларации,
подтверждающие фактический вывоз продуктов переработки с таможенной
территории Российской Федерации.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
2 апреля 2007 г.
N 03-07-15/44 |