ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ
С ГРАЖДАНИНОМ УКРАИНЫ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ НАЛОГОВЫМ
РЕЗИДЕНТОМ РФ. В СВЯЗИ С НЕИСПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
ПО ДОГОВОРУ ФИРМА ВЫПЛАТИЛА ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ
ПО НДФЛ С СУММ ДАННЫХ ВЫПЛАТ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
27 июля 2007 г.
N 28-11/071813
(Д)
В статье 210 Налогового кодекса РФ установлено, что при
определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика,
полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на
распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде
материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
В статье 217 НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень доходов,
не подлежащих налогообложению. Любые доходы, не перечисленные в данной
статье в качестве не подлежащих налогообложению, включаются в
налоговую базу физических лиц.
Выплата штрафных санкций за несоблюдение обязательств одной из
сторон договора в статье 217 НК РФ не предусмотрена.
Следовательно, сумма штрафных санкций, выплаченная организацией
физическому лицу - гражданину Украины за несоблюдение обязательств по
заключенному договору купли-продажи, не подпадает под действие статьи
217 НК РФ и подлежит включению в налоговую базу такого лица для
исчисления НДФЛ в общеустановленном порядке.
В соответствии со статьей 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ
признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а
также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не
являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами
признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183
календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При
определении налогового статуса физического лица учитывается любой
непрерывный 12-месячный период, определяемый на соответствующую дату
получения доходов, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде
(календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде
(календарном году). При этом для определения 12-месячного периода
принимаются во внимание календарные месяцы.
В пункте 3 статьи 224 НК РФ определено, что налоговая ставка
устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых
физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
Таким образом, сумма штрафных санкций, выплаченная организацией
физическому лицу - гражданину Украины, не являющемуся налоговым
резидентом РФ, подлежит налогообложению по ставке 30%.
Вместе с тем в статье 7 НК РФ установлен приоритет норм
международных договоров РФ.
В соответствии со статьей 20 Соглашения между Правительством РФ и
Правительством Украины от 08.02.95 "Об избежании двойного
налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от
уплаты налогов" виды доходов, которые возникают из источников в РФ и о
которых не говорится в предыдущих статьях Соглашения, могут облагаться
налогом в РФ.
Таким образом, изложенный порядок налогообложения суммы штрафных
санкций, выплаченных гражданину Украины, не являющемуся налоговым
резидентом РФ, не противоречит Соглашению.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 НК РФ российские организации,
индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной
практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также
постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых
или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,
за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога
осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ,
признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать у
налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
Следовательно, организация, являясь налоговым агентом, обязана
исчислить по налоговой ставке 30%, удержать и уплатить НДФЛ с суммы
штрафных санкций, выплаченной физическому лицу - гражданину Украины в
связи с неисполнением обязательства по договору.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
Е.О. Карпова
27 июля 2007 г.
N 28-11/071813 |