ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 15.1 КОАП РФ ЗА НЕОПРИХОДОВАНИЕ В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ?. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 02.08.07 34-25/073537

               ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОРГАНИЗАЦИЮ
            И ЕЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
        ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 15.1 КОАП РФ ЗА НЕОПРИХОДОВАНИЕ
      В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          2 августа 2007 г.
                            N 34-25/073537

                                 (Д)


     Согласно  ст.  7  Федерального  закона  от  22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  и  (или) расчетов с использованием платежных карт"
налоговые  органы  осуществляют  контроль  за  полнотой  учета выручки
денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
     Проверка  полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу
предприятия  наличных  денежных средств, полученных с применением ККТ,
производится   путем   сравнения   выручки  по  данным,  отраженным  в
фискальном  отчете  ККТ,  с  суммой  фактической  выручки.  А  именно:
отраженные  в  фискальном  отчете  ККТ  суммы выручки, определенной по
показаниям  секционных  счетчиков  (регистров)  ККТ  на начало и конец
рабочего   дня   и   зафиксированной  в  книге  кассира-операциониста,
сравниваются  с  данными кассовой книги о фактической сумме выручки по
предприятию.   Об   этом   сказано  в  Методических  рекомендациях  по
использованию  данных  учета  выручки,  полученной  с применением ККТ,
утвержденных ЦБ РФ от 18.08.1993 N 51.
     Решением  Совета  директоров  ЦБ  РФ от 22.09.1993 N 40 утвержден
Порядок  ведения  кассовых  операций  в  РФ (далее - Порядок), который
распространяется   на  все  предприятия,  объединения,  организации  и
учреждения   независимо   от   организационно-правовых  форм  и  сферы
деятельности.
     На  основании  ст. 3 Порядка для осуществления расчетов наличными
деньгами  каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу
по установленной форме.
     Прием  наличных  денег предприятиями при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным применением ККТ.
     В  соответствии  с  п.  13  Порядка  прием наличных денег кассами
предприятий  производится  по  приходным кассовым ордерам, подписанным
главным  бухгалтером  или  лицом,  на  это  уполномоченным  письменным
распоряжением   руководителя  предприятия.  О  приеме  денег  выдается
квитанция   к   приходному  кассовому  ордеру  за  подписями  главного
бухгалтера  или  лица,  на это уполномоченного, и кассира, заверенными
печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
     Согласно  п. п. 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных
денег  предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу
производятся  кассиром  сразу  же  после получения или выдачи денег по
каждому  ордеру  или  другому  заменяющему  его документу. Ежедневно в
конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит
остаток  денег  в  кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в
качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой
книге  за  день)  с  приходными и расходными кассовыми документами под
расписку в кассовой книге.
     Минфином  России  от  30.08.1993 N 104 утверждены Типовые правила
эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением.
     В  п.  6.1 Правил определено, что при закрытии предприятия кассир
должен  подготовить  денежную  выручку  и  другие платежные документы,
составить  кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по
приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
     По  показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и конец
определяется  сумма  выручки.  Сумма  выручки  должна  соответствовать
показаниям  денежных  суммирующих  счетчиков  и контрольной ленте. Она
должна  совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему
кассиру  с  итоговым  чеком  ККТ.  После  снятия  показания  счетчиков
(регистров)  либо распечатки, определения и проверки фактической суммы
выручки  делается  запись  в книгу кассира-операциониста и скрепляется
подписями кассира и представителя администрации.
     Как  следует  из  представленных материалов, организация нарушила
порядок  ведения кассовых операций, а именно - не оприходовала в кассу
денежную  наличность.  При этом данные, свидетельствующие о том, когда
именно  не  были  оприходованы  денежные  средства,  в материалах дела
отсутствуют.
     В  ст.  4.5  КоАП  РФ  установлено,  что постановление по делу об
административном  правонарушении  не  может быть вынесено по истечении
двух  месяцев  со дня совершения административного правонарушения. При
длящемся  административном правонарушении этот срок исчисляется со дня
обнаружения административного правонарушения.
     Неоприходование денежной наличности в день ее поступления в кассу
считается   законченным   в   день,   следующий  за  днем  поступления
наличности,  и,  следовательно,  является разовым правонарушением и не
относится к категории длящихся.
     Согласно  п.  6  ч.  1  ст.  24.5 КоАП РФ производство по делу об
административном  правонарушении  не  может  быть  начато,  а  начатое
производство  подлежит  прекращению в случае истечения сроков давности
привлечения к административной ответственности.
     Следовательно,  за  неоприходование  в  кассу денежной наличности
организация  и  ее  генеральный  директор  не  подлежат  привлечению к
административной  ответственности, поскольку не доказано, когда именно
указанные денежные средства не были оприходованы в кассу.
     Таким образом, привлечение компании и ее генерального директора к
административной  ответственности  за неоприходование в кассу денежной
наличности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ неправомерно.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
                                                          Н.В.ПРОКАЕВА
2 августа 2007 г.
N 34-25/073537