КАКОВ ПОРЯДОК УПЛАТЫ ЕСН И НДФЛ С ВЫПЛАТ,
ПРОИЗВОДИМЫХ АДВОКАТАМ, КОЛЛЕГИЕЙ АДВОКАТОВ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
21 сентября 2007 г.
N 21-11/090182@
(Д)
На основании пункта 2 статьи 23 и пункта 13 статьи 22
Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) коллегия
адвокатов в соответствии с законодательством РФ является налоговым
агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в
связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их
представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим
вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии
адвокатов.
Таким образом, на коллегии адвокатов возложена обязанность в
соответствии со статьей 24 НК РФ правильно и своевременно исчислять,
удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам (в данном
случае адвокатам), и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды)
соответствующие налоги. Перечисление удержанных налогов производится в
порядке, установленном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
В пункте 6 статьи 244 НК РФ определено, что исчисление и уплата
ЕСН с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов,
адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке,
предусмотренном статьей 243 НК РФ, без применения налогового вычета.
Адвокатские образования исчисляют и уплачивают ЕСН с доходов
каждого адвоката, полученных ими от профессиональной деятельности, за
вычетом соответствующих расходов в порядке, установленном статьей 243
НК РФ, по ставкам статьи 241 НК РФ.
Таким образом, в отношении порядка исчисления и уплаты ЕСН
коллегии адвокатов признаются налоговыми агентами и соответственно на
них возлагаются обязанности налоговых агентов в части исчисления и
перечисления ЕСН с доходов адвокатов.
Платежи по ЕСН перечисляются в налоговый орган по месту
постановки на учет налогового агента - коллегии адвокатов.
При уплате адвокатами сумм страховых взносов в виде
фиксированного платежа необходимо учитывать некоторые отличия в
законодательстве в сравнении с порядком уплаты ЕСН.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального
закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по
обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, адвокаты.
В статье 28 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи-адвокаты
уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в
виде фиксированного платежа.
При этом уплаченные суммы страховых взносов в виде фиксированного
платежа включаются в состав расходов адвоката, связанных с извлечением
доходов.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страхователи-адвокаты
вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через
соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении
адвокатов функции налоговых агентов.
Уплачиваемые страховые взносы в виде фиксированных платежей
учитываются налоговым органом по месту регистрации
страхователей-адвокатов.
В статье 83 НК РФ определено, что в целях проведения налогового
контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых
органах соответственно по месту жительства физического лица.
Если адвокат решает уплачивать страховые взносы через
соответствующее адвокатское образование с учетом необходимости
подтверждения в дальнейшем информации об их уплате при представлении в
Пенсионный фонд РФ сведений по персонифицированному учету, ему
необходимо представить адвокатскому образованию из налогового органа
по месту жительства информацию о банковских реквизитах, необходимых
для перечисления страховых взносов.
Таким образом, независимо от того, как будут уплачиваться
страховые взносы - лично адвокатом либо через соответствующие
адвокатские образования из денежных средств адвоката, получателем
платежей должен быть налоговый орган по месту регистрации
страхователей-адвокатов.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 63-ФЗ формами адвокатских
образований являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов,
адвокатское бюро и юридическая консультация. Указанные адвокатские
образования, за исключением адвокатского кабинета, признаются
юридическими лицами.
Исчисление и уплата налога на доходы, полученные адвокатами -
партнерами коллегии адвокатов за оказание юридической помощи,
производятся в соответствии с главой 23 НК РФ.
В пункте 1 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налог с доходов
адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями
адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями. Указанные
в данном пункте коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические
консультации именуются налоговыми агентами.
Следовательно, коллегии адвокатов, являющиеся налоговыми
агентами, обязаны исчислить, удержать и уплатить в соответствующий
бюджет суммы НДФЛ с доходов адвокатов, полученных ими в связи с
осуществлением адвокатской деятельности, по месту своего учета в
налоговом органе.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
Т.А. Пыхтина
21 сентября 2007 г.
N 21-11/090182@ |