ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ АМОРТИЗАЦИЮ ПО ТОРГОВОМУ
ОБОРУДОВАНИЮ, ПЕРЕДАННОМУ В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
В РАМКАХ АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА НА УСЛОВИЯХ ВОЗВРАТА?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
31 октября 2007 г.
N 20-12/104582
(Д)
В соответствии с пунктом 1 статьи 689 ГК РФ по договору
безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель)
обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное
пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется
вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом
нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно пункту 1 статьи 690 ГК РФ право передачи вещи в
безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам,
управомоченным на то законом или собственником.
Таким образом, имущество, переданное в безвозмездное пользование,
остается собственностью ссудодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым
имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество,
результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты
интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика
на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ),
используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается
путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается
имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и
первоначальной стоимостью более 10000 руб.
При этом в пункте 3 статьи 256 НК РФ предусмотрено, что из
состава амортизируемого имущества исключаются основные средства,
переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.
В пункте 2 статьи 322 НК РФ установлено, что по основным
средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное
пользование, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в
котором произошла указанная передача, начисление амортизации не
производится.
Кроме того, в пункте 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ
предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются
расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ,
услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Таким образом, по амортизируемому имуществу, переданному в
безвозмездное пользование, на период его нахождения в безвозмездном
пользовании амортизация не начисляется ни организацией, его
передавшей, ни контрагентом.
По окончании договора безвозмездного пользования и при возврате
основных средств налогоплательщику амортизация начисляется в порядке,
определенном в статьях 256-259 НК РФ, начиная с 1-го числа месяца,
следующего за месяцем, в котором произошел возврат основных средств
налогоплательщику.
И.о. заместителя
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
О.М. Спицына
31 октября 2007 г.
N 20-12/104582 |