О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ; ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОЗВЕДЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И МОНТАЖОМ ОБОРУДОВАНИЯ, А ТАКЖЕ СУММ НАЧИСЛЕННОГО НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 19.03.08 03-05-05-01/16

          О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА
         ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ; ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ
           УЧЕТЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОЗВЕДЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ
         СТРОИТЕЛЬСТВА И МОНТАЖОМ ОБОРУДОВАНИЯ, А ТАКЖЕ СУММ
             НАЧИСЛЕННОГО НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           19 марта 2008 г.
                           N 03-05-05-01/16

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и таможенно-тарифной политики совместно с
Департаментом  регулирования  государственного  финансового  контроля,
аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел
письмо  ОАО  о порядке учета налога на имущество организаций для целей
налогообложения и сообщает.
     1.   Статьей  373  части  второй  Налогового  кодекса  Российской
Федерации    (далее    -    Налоговый    кодекс)    определено,    что
налогоплательщиками   налога   на   имущество  организаций  признаются
российские организации.
     Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса объектом налогообложения
по   налогу   на  имущество  организаций  для  российских  организаций
признается   движимое   и  недвижимое  имущество  (включая  имущество,
переданное   во  временное  владение,  пользование,  распоряжение  или
доверительное   управление,   внесенное  в  совместную  деятельность),
учитываемое  на  балансе  организации  в  качестве  объектов  основных
средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета.
     В  соответствии  с п. 1 ст. 376 Налогового кодекса налоговая база
по   налогу   на   имущество   организаций   определяется   российской
организацией    отдельно    в    отношении    имущества,   подлежащего
налогообложению  по местонахождению организации, в отношении имущества
каждого  обособленного  подразделения  организации, имеющего отдельный
баланс,   в   отношении   каждого   объекта   недвижимого   имущества,
находящегося    вне    местонахождения    организации,   обособленного
подразделения  организации,  имеющего  отдельный  баланс,  а  также  в
отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
     Следовательно,   гл.   30  Налогового  кодекса  не  предусмотрено
формирование  налоговой  базы и уплата налога на имущество организаций
налогоплательщиком  отдельно  в  отношении  каждого  объекта основного
средства,  за  исключением объекта недвижимого имущества, находящегося
вне   местонахождения   организации  или  обособленного  подразделения
организации, имеющего отдельный баланс.
     2.   При   определении  налоговой  базы  имущество,  признаваемое
объектом  налогообложения,  учитывается  по  его остаточной стоимости,
сформированной   в   соответствии  с  установленным  порядком  ведения
бухгалтерского  учета, утвержденным в учетной политике организации (п.
1 ст. 375 Налогового кодекса).
     Порядок  ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и
формирование  их  первоначальной  и  остаточной стоимости регулируется
Приказами  Министерства  финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N
26н  "Об  утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных
средств"  ПБУ 6/01" и от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических
указаний по бухгалтерскому учету основных средств".
     Бухгалтерский   учет   долгосрочных   инвестиций   и  определение
инвентарной   стоимости   объектов   этих  инвестиций  в  организациях
осуществляется  в  соответствии  с  Положением по бухгалтерскому учету
долгосрочных   инвестиций,  утвержденным  Письмом  Минфина  России  от
30.12.1993 N 160 (далее - Положение).
     Исходя из этого Положения и Инструкции по применению Плана счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций,
утвержденной  Приказом  Минфина  России  от  31.10.2000 N 94н, расходы
застройщика,  связанные с возведением объектов строительства, монтажом
оборудования,  отражаются в бухгалтерском учете с применением счета 08
"Вложения  во внеоборотные активы" (независимо от того, осуществляется
это    строительство    подрядным    или    хозяйственным   способом),
предусмотренные  сметами,  сметно-финансовыми  расчетами  и титульными
списками на капитальное строительство (монтаж оборудования).
     3.  В  соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы
организации"  ПБУ  10/99,  утвержденным Приказом Министерства финансов
Российской   Федерации  от  06.05.1999  N  33н,  расходы  организации,
связанные  с  изготовлением  продукции и продажей товаров, выполнением
работ и оказанием услуг и отвечающие определению расходов организации,
являются  расходами  по  обычным  видам  деятельности. Исходя из этого
суммы  налога на имущество организаций, уплаченные (подлежащие уплате)
организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности.
     В   соответствии   с   Инструкцией  по  применению  Плана  счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций,
утвержденной  Приказом  Министерства  финансов Российской Федерации от
31.10.2000  N  94н,  начисленная  организацией по налоговой декларации
(расчету)  сумма  налога (авансового платежа) на имущество организаций
отражается   в   бухгалтерском   учете  записью  по  дебету  счета  26
"Общехозяйственные  расходы"  и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и
сборам".
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
19 марта 2008 г.
N 03-05-05-01/16