О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ДАВНОСТИ ДЛЯ ВЗЫСКАНИЯ
ШТРАФОВ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ПЕРИОД ДО И
ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ
27.07.2006 N 137-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ
ПЕРВУЮ И ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ"
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
9 апреля 2008 г.
N 03-02-07/1-144
(НАБ 08-8)
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики
рассмотрено письмо по вопросу исчисления срока давности взыскания
штрафов и сообщается следующее.
1. Пунктом 14 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О
внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового
администрирования" установлено, что налоговые проверки и иные
мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми
проверками, не завершенные до 1 января 2007 г., проводятся в порядке,
действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона. При этом
оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий
налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня
вступления в силу Федерального закона.
Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и
сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января
2007 г., взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу
Федерального закона (п. 18 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N
137-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей до вступления в
силу указанного Федерального закона, налоговые органы могли обратиться
в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев
со дня обнаружения налогового правонарушения и составления
соответствующего акта.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от
14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений
статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой
гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда
Московского округа" указал, что если налоговое правонарушение,
совершенное налогоплательщиком, обнаруживается и фиксируется актом
выездной налоговой проверки, то начало течения шестимесячного срока
давности взыскания налоговой санкции, как следует из ст. ст. 100, 101,
113, 115 Кодекса, связывается именно с указанным актом, с принятием
которого начинается процесс привлечения к налоговой ответственности, а
не с решением руководителя налогового органа. В случаях же, когда акта
налоговой проверки не требуется, начало течения шестимесячного срока
давности для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается
с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового
органа.
2. В соответствии с п. 1 ст. 115 Кодекса в редакции Федерального
закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ налоговые органы могут обратиться в суд
с иском о взыскании штрафов с организации в порядке и сроки, которые
предусмотрены ст. ст. 46 и 47 Кодекса.
Решение о взыскании штрафа принимается налоговым органом после
истечения срока, установленного в требовании об уплате штрафа, но не
позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о
взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается
недействительным и исполнению не подлежит. В случае пропуска
указанного срока налоговый орган может обратиться в суд с иском о
взыскании с налогоплательщика-организации причитающейся к уплате суммы
штрафа. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев
после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть
восстановлен судом (п. п. 3 и 10 ст. 46 Кодекса).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах
налогоплательщика-организации или при отсутствии информации о счетах
налогоплательщика-организации налоговый орган вправе взыскать штраф за
счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47
Кодекса (п. п. 7 и 10 ст. 46 Кодекса).
На основании п. п. 1 и 8 ст. 47 Кодекса решение о взыскании
штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации принимается в
течение одного года после истечения срока исполнения требования об
уплате штрафа.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
9 апреля 2008 г.
N 03-02-07/1-144 |