ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЮЩАЯ УСН, ИСПОЛЬЗУЕТ КАССОВЫЙ
МЕТОД УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ КУРСОВЫХ РАЗНИЦ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПО
ТРЕБОВАНИЯМ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО
ПОЛУЧЕННЫМ ЗАЕМНЫМ СРЕДСТВАМ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ?
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
6 мая 2008 г.
N 03-11-04/2/81
(Д)
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу учета курсовых разниц налогоплательщиками,
применяющими упрощенную систему налогообложения, при получении займа в
иностранной валюте и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную
систему налогообложения, при определении объекта налогообложения
учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249
Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со
ст. 250 Кодекса.
Статьей 346.17 Кодекса установлено, что налогоплательщики при
применении упрощенной системы налогообложения используют кассовый
метод учета доходов и расходов.
Согласно п. 11 ст. 250 внереализационными доходами
налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде положительной
курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных
ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной
валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в
иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках,
проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты
к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком
Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 271 Кодекса при применении метода
начисления доходы, выраженные в иностранной валюте, для целей
налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу,
установленному Центральным банком Российской Федерации на дату
признания соответствующего дохода. Обязательства и требования,
выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей
пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному
Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права
собственности по операциям с указанным имуществом, прекращения
(исполнения) обязательств и требований и (или) на последний день
отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло
раньше.
Учитывая, что ст. 273 Кодекса, устанавливающая порядок признания
доходов и расходов при кассовом методе, не содержит положений,
определяющих порядок признания доходов и расходов в виде положительных
и отрицательных курсовых разниц, налогоплательщиками, применяющими
кассовый метод, а также то, что пересчет имущества в виде валютных
ценностей в рубли по официальному курсу, установленному Центральным
банком Российской Федерации, осуществляется с целью организации учета
доходов, выраженных в иностранной валюте, в совокупности с доходами,
стоимость которых выражена в рублях, считаем целесообразным
налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения и
использующим кассовый метод учета доходов и расходов, доходы в виде
положительных курсовых разниц учитывать в порядке, установленном п. 8
ст. 271 Кодекса.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему
налогообложения, имущество в виде валютных ценностей пересчитывают в
рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком
Российской Федерации, и, соответственно, отражают в Книге учета
доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения, на дату перехода права
собственности по операциям с указанным имуществом, и (или) на
последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того,
что произошло раньше.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
6 мая 2008 г.
N 03-11-04/2/81 |