СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ,
НЕ ПЕРЕШЕДШИЙ НА СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) И ПРИМЕНЯЮЩИЙ НУЛЕВУЮ
СТАВКУ НАЛОГА ПО ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕННОЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, А ТАКЖЕ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОИЗВЕДЕННОЙ И ПЕРЕРАБОТАННОЙ СОБСТВЕННОЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, ПОЛУЧИЛ ДОХОДЫ
ОТ УЧАСТИЯ В ДОГОВОРЕ О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПОДЛЕЖАТ ЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ
УКАЗАННЫЕ ДОХОДЫ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
15 июля 2008 г.
N 20-12/066879
(Д)
В статье 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании
утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах" установлено следующее.
Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для
сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией
произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с
реализацией произведенной и переработанной данными организациями
собственной сельскохозяйственной продукции, определяется:
- в 2004-2008 годах - 0%;
- в 2009-2010 годах - 6%;
- в 2011-2012 годах - 12%;
- в 2013-2015 годах - 18%;
- начиная с 2016 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК
РФ.
С 1 января 2008 года под сельскохозяйственными
товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный
налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими
сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и
переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной
продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители,
отвечающие требованиям, предусмотренным в пункте 2 статьи 346.2 НК РФ.
Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от
ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется
налогоплательщиком отдельно. Об этом говорится в пункте 2 статьи 274
НК РФ.
Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители,
получающие доходы по деятельности, связанной с реализацией
произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с
реализацией произведенной и переработанной данными организациями
собственной сельскохозяйственной продукции, обязаны вести обособленный
учет доходов и расходов по такой деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 1041 ГК РФ по договору простого
товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько
лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно
действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли
или достижения иной не противоречащей закону цели.
При этом в пункте 1 статьи 1042 ГК РФ установлено, что вкладом
товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе
деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и
умения, а также деловая репутация и деловые связи.
На основании пункта 1 статьи 1043 ГК РФ внесенное товарищами
имущество, которым они обладали на праве собственности, а также
произведенная в результате совместной деятельности продукция и
полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей
долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором
простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1043 ГК РФ ведение
бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено
ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических
лиц.
Согласно пункту 2 статьи 1050 ГК РФ при прекращении договора
простого товарищества вещи, переданные в общее владение и (или)
пользование товарищей, возвращаются предоставившим их товарищам без
вознаграждения, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В статье 278 НК РФ определено, что для целей налогообложения
прибыли не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача
налогоплательщиками имущества, в том числе имущественных прав, в
качестве вкладов участников простых товариществ.
Участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов
этого товарищества для целей налогообложения, обязан определять
нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового)
периода прибыль каждого участника товарищества пропорционально доле
соответствующего участника товарищества, установленной соглашениями, в
прибыли товарищества, полученной за отчетный (налоговый) период от
деятельности всех участников в рамках товарищества. О суммах
причитающихся (распределяемых) доходов каждому участнику товарищества
участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов, обязан
сообщать ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за
отчетным (налоговым) периодом.
Доходы, полученные от участия в товариществе, включаются в состав
внереализационных доходов налогоплательщиков - участников товарищества
и подлежат налогообложению в порядке, установленном в главе 25 НК РФ.
Убытки товарищества не распределяются между его участниками и при
налогообложении ими не учитываются.
В соответствии со статьей 250 НК РФ в целях налогообложения
прибыли внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в
статье 249 НК РФ.
Так, согласно пункту 9 статьи 250 НК РФ внереализационными
доходами налогоплательщика признается, в частности, доход,
распределяемый в пользу налогоплательщика при его участии в простом
товариществе, учитываемый в порядке, предусмотренном в статье 278 НК
РФ.
Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н утвержден Порядок
заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
С 1 июля 2008 года согласно Порядку организации по итогам
отчетных (налоговых) периодов представляют в составе декларации
титульный лист (лист 01), подразделы 1.1 и 1.2 раздела 1, лист 02,
приложения N 1-5 к листу 02 с кодом 2 - сельскохозяйственный
товаропроизводитель по реквизиту "Признак налогоплательщика".
Подраздел 1.2 раздела 1, приложения N 3-5 к листу 02 представляются
только при исчислении ежемесячных авансовых платежей при наличии
соответственно расходов, убытков и обособленных подразделений.
Показатели по иным видам деятельности сельскохозяйственные
товаропроизводители, уплачивающие налог на прибыль, отражают в
декларации в общеустановленном порядке с указанием в подразделах 1.1 и
1.2 раздела 1, в листе 02 и в приложениях к нему кода 1 по реквизиту
"Признак налогоплательщика".
Таким образом, доля прибыли, распределенная в пользу участника
совместной деятельности - сельскохозяйственного товаропроизводителя,
не перешедшего на уплату единого сельскохозяйственного налога,
подлежит учету в составе его внереализационных доходов и отражается по
строке 200 приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на
прибыль. При этом такой доход подлежит обложению налогом на прибыль по
ставке 24%, так как не относится к доходам от деятельности, связанной
с реализацией произведенной сельскохозяйственным товаропроизводителем
сельскохозяйственной продукции.
Если в рамках договора простого товарищества (совместной
деятельности) осуществлялись производство, переработка и реализация
сельхозпродукции, то к доходам от совместной деятельности участника -
сельскохозяйственного товаропроизводителя, не перешедшего на уплату
единого сельскохозяйственного налога, может быть применена нулевая
ставка налога на прибыль.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
Н.В. Прокаева
15 июля 2008 г.
N 20-12/066879 |