НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧИЛА ГРАНТЫ В
ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ. КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В
НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
УКАЗАННЫХ ГРАНТОВ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
10 сентября 2008 г.
N 20-12/085724
(Д)
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при
определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества,
полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При
этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования,
обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии
такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого
финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие
налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество,
полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению,
определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами, в том числе в виде
полученных грантов.
В целях налогообложения прибыли грантами признаются денежные
средства или иное имущество в случае, если их передача (получение)
удовлетворяет следующим условиям:
- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах
российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также
иностранными и международными организациями и объединениями по перечню
таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление
конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны
здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология,
включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и
туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и
гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального
обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а
также на проведение конкретных научных исследований;
- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем,
с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом
использовании гранта.
Согласно пункту 11 статьи 250 НК РФ к внереализационным доходам,
учитываемым при формировании налоговой базы для исчисления налога на
прибыль, относятся доходы в виде положительной курсовой разницы,
возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за
исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и
требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной
валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с
изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ,
установленного Банком России.
Положительной курсовой разницей признается курсовая разница,
возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за
исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и
требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке
выраженных в иностранной валюте обязательств.
В состав внереализационных расходов, учитываемых в целях
налогообложения прибыли, включены расходы в виде отрицательной
курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных
ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной
валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в
иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках,
проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты
к рублю РФ, установленного Банком России.
При этом отрицательной курсовой разницей признается курсовая
разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей
(за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и
требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке
выраженных в иностранной валюте обязательств. Об этом говорится в
подпункте 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Некоммерческие организации - грантополучатели не несут денежных
обязательств перед грантодателями, они переоценивают только стоимость
валютных активов на своих счетах, следовательно, при изменении курса
рубля по отношению к иностранной валюте у них возникает
внереализационный доход (расход) в виде положительной (отрицательной)
курсовой разницы.
Доходы (расходы) налогоплательщика в виде положительных
(отрицательных) курсовых разниц, возникающих при переоценке валютных
ценностей в виде полученных средств целевого финансирования и целевых
поступлений в иностранной валюте, учитываются налогоплательщиком в
составе доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль организаций
(расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы
по налогу на прибыль организаций).
Таким образом, средства, числящиеся на валютном счете в
результате получения целевого финансирования в иностранной валюте,
подлежат переоценке в соответствии с указанным порядком и начислением
курсовых разниц, которые учитываются для целей налогообложения
прибыли.
При этом в пункте 8 статьи 271 НК РФ определено, что доходы,
выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения
пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком
России на дату признания соответствующего дохода. Обязательства и
требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных
ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу,
установленному Банком России на дату перехода права собственности по
операциям с указанным имуществом, прекращения (исполнения)
обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного
(налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
На основании пункта 10 статьи 272 НК РФ расходы, выраженные в
иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли
по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания
соответствующего расхода. Обязательства и требования, выраженные в
иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей
пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком
России на дату перехода права собственности при совершении операций с
таким имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и
(или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости
от того, что произошло раньше.
Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н утвержден Порядок
заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
(далее - Порядок).
Согласно пункту 6.2 Порядка при заполнении строки 100 приложения
N 1 к листу 02 налогоплательщики отражают внереализационные доходы,
сформированные в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ, к
которым относятся и положительные курсовые разницы. Отрицательные
курсовые разницы отражаются по строке 200 приложения N 2 к листу 02.
Лист 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе
денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной
деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" составляют
налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования,
целевые поступления и другие средства, которые указаны в пунктах 1 и 2
статьи 251 НК РФ, при составлении декларации только за налоговый
период (пп. 1.1 и 15.1 Порядка).
При заполнении листа 07 в графе 2 указывается дата поступления
средств, в том числе в иностранной валюте. В графе 3 указывается
рублевый эквивалент иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату
поступления средств.
Если валютные средства в течение налогового периода не
израсходованы, в листе 07 дополнительно прописывается, что средства
получены в иностранной валюте с указанием суммы и валюты.
Если полученные в иностранной валюте средства были конвертированы
в рубли, то при заполнении листа 07 в графе 2 указываются дата
поступления средств в иностранной валюте (с соответствующей оговоркой)
и дата продажи иностранной валюты в обмен на рубли (переход права
собственности). Соответственно в графе 3 указывается сумма
реализованной иностранной валюты по курсу на дату реализации.
Основание: письма Минфина России от 31.10.2005 N 03-03-04/4/73 и
МНС России от 04.03.2004 N 02-2-10/13 и от 21.06.2004 N 02-3-07/98@.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
Н.В. Прокаева
10 сентября 2008 г.
N 20-12/085724 |