КАКОВ ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ИЗ БЮДЖЕТА ОШИБОЧНО УПЛАЧЕННОГО
НАЛОГА С ДОХОДОВ В ВИДЕ ДИВИДЕНДОВ ПО АКЦИЯМ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИМ ПАЕВОМУ ИНВЕСТИЦИОННОМУ ФОНДУ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
15 августа 2008 г.
N 27-09/076876
(Д)
Согласно статье 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об
инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) паевой инвестиционный
фонд - это обособленный имущественный комплекс, который состоит из
имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании
учредителем (учредителями) доверительного управления с условием
объединения этого имущества с имуществом иных учредителей
доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе
такого управления, доля в праве собственности на которое
удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. При
этом паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
При этом в пункте 3 статьи 11 Закона N 156-ФЗ определено, что
управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым
инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических
действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет
все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой
инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным
бумагам.
На основании пункта 4 статьи 11 Закона N 156-ФЗ управляющая
компания совершает сделки с имуществом, составляющим паевой
инвестиционный фонд, от своего имени, указывая при этом, что она
действует в качестве доверительного управляющего. Это условие
считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих
письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении
доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах
после наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У."
и указано название паевого инвестиционного фонда.
В статье 246 НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на
прибыль являются российские организации.
Согласно статье 11 НК РФ организацией является юридическое лицо,
образованное в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, учитывая, что паевой инвестиционный фонд не
является юридическим лицом, соответственно он не является и
плательщиком налога на прибыль, в том числе с доходов в виде
дивидендов.
Если источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов
является российская организация, указанная организация признается
налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений пункта
2 статьи 275 НК РФ. Об этом сказано в пункте 2 статьи 275 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами
признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены
обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и
перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Таким образом, если плательщик налога на прибыль организаций
получает доход в виде дивидендов от российской организации,
обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на прибыль с
указанного дохода возложена на организацию, выплачивающую
налогоплательщику дивиденды.
При этом согласно пункту 4 статьи 287 НК РФ по доходам,
выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, налог, удержанный
при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом,
осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.
При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган
расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также
ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей
перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и
представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке,
установленном в статье 81 НК РФ. Об этом говорится в пункте 6 статьи
81 НК РФ.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса
РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы,
относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем
налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога
производится за период, в котором были совершены указанные ошибки
(искажения).
Таким образом, ошибки в исчислении налоговой базы по налогу на
прибыль, относящиеся к прошлым налоговым периодам, выявленные в
текущем налоговом (отчетном) периоде, приводят к необходимости
перерасчета налоговой базы за предыдущие налоговые (отчетные) периоды
и представления в налоговые органы уточненной декларации по налогу на
прибыль организаций.
На основании пункта 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного
налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в
течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого
заявления.
Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ правила, установленные в
статье 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата
сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и
распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или
о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в
течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Следовательно, только организация, являющаяся налоговым агентом
(банк), вправе подать в налоговый орган по месту своего учета в
текущем году заявление о возврате суммы налога, удержанного в 2007
году с доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим паевому
инвестиционному фонду.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
О.М. Спицына
15 августа 2008 г.
N 27-09/076876 |