НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧИЛА ПОЖЕРТВОВАНИЯ
НА ФИНАНСИРОВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ,
ОТВЕЧАЮЩИХ ЕЕ УСТАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
В КАЧЕСТВЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ.
ВПРАВЕ ЛИ ОНА УЧИТЫВАТЬ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ
НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА
ПРИБЫЛЬ ЭТИ ПОЖЕРТВОВАНИЯ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
10 сентября 2008 г.
N 20-12/085726.1
(Д)
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении
налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль не учитываются
целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде
подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и
целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение
ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других
организаций и (или) физических лиц и использованные указанными
получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели
указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов
(расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и
ведение ими уставной деятельности относятся, в частности,
осуществленные согласно законодательству РФ о некоммерческих
организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы,
пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским
законодательством РФ.
На основании статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение
вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться
гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям
социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным,
научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим
учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным
некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также
государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье
124 ГК РФ.
В статье 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческой
организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели
своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную
прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения
социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и
управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития
физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных
нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов
граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания
юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение
общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных
или религиозных организаций (объединений), общин коренных
малочисленных народов РФ, некоммерческих партнерств, учреждений,
автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и
иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах,
предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 7 Закона N 7-ФЗ фондом признается не
имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и
(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов
и преследующая социальные, благотворительные, культурные,
образовательные или иные общественно полезные цели.
К расходам на ведение уставной деятельности относятся расходы,
направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе
некоммерческой организации в качестве цели и предмета деятельности.
Таким образом, пожертвования, полученные некоммерческой
организацией (фондом) на финансирование некоммерческих проектов,
отвечающих целям создания фонда, признаются главой 25 НК РФ в качестве
целевых поступлений, не подлежащих налогообложению, при условии
ведения раздельного учета таких поступлений и в случае их целевого
использования.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
Н.В. Прокаева
10 сентября 2008 г.
N 20-12/085726.1 |