О ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОТСУТСТВУЮЩИХ ДОЛЖНИКОВ
ПИСЬМО
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
20 января 2009 г.
N 63-13/994
(Д)
В Управление поступают многочисленные письма подведомственных
таможен о невозможности в настоящее время признать задолженность
отсутствующих организаций-должников безнадежной к взысканию в
соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 14.09.2005 N 117н "О порядке принятия решения
о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и
задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся
в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской
Федерации".
Анализ базы данных задолженности участников ВЭД по состоянию на
01.01.2009 показал, что около 80% от общей суммы задолженности по
уплате таможенных платежей и пеней составляет задолженность
отсутствующих должников, возникшая до 2002 года.
Из писем таможен следует, что мероприятия по взысканию и
погашению задолженности отсутствующих должников проводились таможнями
в соответствии с действующим на тот период времени таможенным и
налоговым законодательством Российской Федерации. После введения в
действие соответствующих постановлений Правительства Российской
Федерации, а также дополнений и изменений в законодательство
Российской Федерации таможенные органы стали проводить работу по
признанию задолженности по уплате таможенных платежей и пеней
безнадежной к взысканию.
Одним из условий данной работы являлось взаимодействие таможенных
органов с ФСФО России и ФНС России по инициированию процедуры
банкротства организаций-должников, в том числе отсутствующих
должников.
В 2006 году таможнями было подготовлено и направлено в налоговые
органы для инициирования процедуры банкротства более 600 комплектов
документов в отношении организаций-должников на общую сумму более 9
млрд. руб., из которых непосредственно Управлением подготовлены и
направлены в УФНС России по городу Москве документы в отношении 374
организаций, зарегистрированных в г. Москве, на сумму около 8 млрд.
руб.
Как показала практика, отдельными налоговыми органами не
предпринимались меры по своевременному инициированию процедуры
банкротства отсутствующих должников по представленным таможенными
органами документам. В результате бездействия налоговых органов, а
зачастую - отсутствия должного контроля со стороны таможенных органов
по многим документам, направленным в налоговые органы, так и не были
предприняты меры по инициированию процедуры банкротства. В дальнейшем
после введения в действие постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах
практики применения положений законодательства о банкротстве
отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"
(далее - Постановление Пленума ВАС РФ), инициирование процедуры
банкротства отсутствующих должников стало практически невозможным.
В соответствии с указанным Постановлением Пленума ВАС РФ
арбитражные суды отказывают уполномоченному органу в делах о
банкротстве и в процедурах банкротства (налоговым органам) в приеме
заявлений об инициировании процедуры банкротства отсутствующих
должников. Налоговые органы, руководствуясь Постановлением Пленума ВАС
РФ, исключают организацию-должника из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего
органа, ссылаясь на отсутствие доказательств, обосновывающих
вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества отсутствующей
организации, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о ее
банкротстве.
Данная проблема неоднократно рассматривалась на совместных
рабочих совещаниях представителей Управления и УФНС по г. Москве и
Московской области, на заседании коллегии Управления, состоявшемся
23.04.2008, на совместном заседании коллегии ЦТУ и СЗТУ, состоявшемся
03.10.2008. В целях изменения сложившейся ситуации Управлением были
разработаны и направлены в ФТС России предложения по внесению
изменений в законодательство Российской Федерации.
До поступления из ФТС России соответствующих разъяснений по
изложенной выше проблеме рекомендуем таможенным органам при ведении
базы данных задолженности участников ВЭД в поля MER_1 и MER_2 вносить
номер и дату письма налогового органа об отказе в инициировании
процедуры банкротства на основании Постановления Пленума ВАС РФ от
20.12.2006 N 67 либо номер и дату письма налогового органа об
исключении должника из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Первый заместитель
начальника Управления
по таможенному контролю
полковник таможенной службы
С.В. Рыбкин
20 января 2009 г.
N 63-13/994 |