РЕШЕНИЕМ СУДА БЫЛИ ПРИЗНАНЫ НЕЗАКОННЫМИ И ОТМЕНЕНЫ
ТРЕБОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ О
ВЗЫСКАНИИ СУММ ПЕНЕЙ ПО ПРИЧИНЕ ПРОПУСКА СРОКА НА
ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗЫСКАНИЕ, УСТАНОВЛЕННОГО П. 3 СТ. 46
НК РФ. ОДНАКО НА НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ СУММЫ УКАЗАННЫХ
ПЕНЕЙ ПРОДОЛЖАЮТ ЧИСЛИТЬСЯ В ЛИЦЕВОМ СЧЕТЕ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА. ПОДЛЕЖАТ ЛИ ИСКЛЮЧЕНИЮ ИЗ ЛИЦЕВОГО
СЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА СУММЫ ПЕНЕЙ, ВОЗМОЖНОСТЬ
ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ КОТОРЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ
УТРАЧЕНА В СИЛУ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКОВ ДАВНОСТИ? ВПРАВЕ ЛИ
НАЛОГОВЫЙ ОРГАН СУММУ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА
ЗАЧЕСТЬ В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ НЕДОИМКИ ПО ИНЫМ НАЛОГАМ ПРИ
НАЛИЧИИ НА ЛИЦЕВОМ СЧЕТЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
НЕОПЛАЧЕННЫХ СУММ ПЕНЕЙ, ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
ВЗЫСКАНИЯ КОТОРЫХ УТРАЧЕНА В СИЛУ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКОВ
ДАВНОСТИ? ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН САМОСТОЯТЕЛЬНО
ЗАЧЕСТЬ ПЕРЕПЛАТУ ПО ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОМУ НАЛОГУ В СЧЕТ
ПОГАШЕНИЯ ТАКИХ ПЕНЕЙ? ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК
НАПРАВИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗВРАТЕ ЕМУ СУММ ИЗЛИШНЕ
УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА НА РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ В
СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ИНЫМ НАЛОГАМ ПРИ
НАЛИЧИИ НА ЛИЦЕВОМ СЧЕТЕ НЕОПЛАЧЕННЫХ СУММ ПЕНЕЙ,
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ КОТОРЫХ УТРАЧЕНА
В СИЛУ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКОВ ДАВНОСТИ?
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
1 июля 2009 г.
N 03-02-07/1-334
(Д)
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики
рассмотрено письмо по вопросам об исключении из лицевого счета
налогоплательщика сумм пеней, возможность принудительного взыскания
которых утрачена в силу истечения сроков давности, а также об
осуществлении налоговым органом зачета (возврата) сумм излишне
уплаченных налогов при наличии у налогоплательщика сумм пеней,
возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу
истечения сроков давности, и сообщается следующее.
Списание безнадежных долгов по налогам и сборам осуществляется в
соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс) и Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и
списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным
налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в
государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и
штрафам".
Кодексом и указанным порядком не предусмотрено списание сумм
недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного
взыскания которых утрачена в силу истечения сроков.
Порядок проведения зачета суммы излишне уплаченного налога
регулируется ст. 78 Кодекса.
Пунктом 5 указанной статьи Кодекса предоставлено право налоговому
органу самостоятельно производить зачет суммы излишне уплаченного
налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по
пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию.
Согласно п. 6 ст. 78 Кодекса возврат налогоплательщику суммы
излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам
соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а
также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных
Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного
налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации, выраженной в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П, в Кодексе
содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав
налоговых органов, которые подлежат применению в том числе при
произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения
недоимки и иной задолженности. Положения п. п. 5 и 6 ст. 78 Кодекса не
предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести
зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и
задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых
утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих
принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Кодекса.
Указанная позиция подтверждается в Определении Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2008 N 12563/08 и в
Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
20.01.2009 N 10707/08.
С учетом изложенного и исходя из судебной практики следует, что в
случае пропуска налоговым органом срока, установленного п. 3 ст. 46
Кодекса на принудительное взыскание налога, налоговый орган не вправе
принимать решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет
погашения сумм пеней.
Таким образом, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату
по письменному заявлению налогоплательщика при отсутствии у него
недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по
соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в
случаях, предусмотренных Кодексом, в порядке, установленном ст. 78
Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
1 июля 2009 г.
N 03-02-07/1-334 |