РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВИЛА НЕРЕЗИДЕНТУ
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ЗАЕМ. НА ОСНОВАНИИ П. 8
СТ. 271 НК РФ ВОЗНИКАЕТ ЛИ У НЕЕ ОБЯЗАННОСТЬ ПРИ
ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПЕРЕОЦЕНИВАТЬ СУММУ
ЗАЙМА НА ПОСЛЕДНЕЕ ЧИСЛО КАЖДОГО ОТЧЕТНОГО
(НАЛОГОВОГО) ПЕРИОДА ДО МОМЕНТА ЕГО ВОЗВРАТА?
ЕСЛИ ДА, ТО СЛЕДУЕТ ЛИ ДОХОДЫ ИЛИ РАСХОДЫ В
ВИДЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ИЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КУРСОВЫХ
РАЗНИЦ УЧИТЫВАТЬ НА ДАТУ ПЕРЕОЦЕНКИ?
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
22 декабря 2008 г.
N 03-03-06/1/714
(Д)
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли положительных
(отрицательных) курсовых разниц по предоставленному нерезиденту займу,
стоимость которого выражена в иностранной валюте, и исходя из
содержащейся в письме информации сообщает следующее.
В соответствии п. 11 ст. 250 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций
к внереализационным доходам относятся, в частности, доходы в виде
положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в
виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в
иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых
выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в
банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной
валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком
Российской Федерации.
Положительной курсовой разницей в целях налогообложения прибыли
признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде
валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в
иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте,
либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 265 Кодекса в составе
внереализационных расходов учитываются расходы в виде отрицательной
курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных
ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной
валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в
иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках,
проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты
к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком
Российской Федерации.
Отрицательной курсовой разницей в целях налогообложения прибыли
признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде
валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в
иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, или
при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
Согласно пп. 7 п. 4 ст. 271 Кодекса в целях налогообложения
прибыли организаций датой признания внереализационных доходов является
последнее число текущего месяца - по доходам в виде положительной
курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам),
стоимость которых выражена в иностранной валюте.
В соответствии с п. 8 ст. 271 Кодекса обязательства и требования,
выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей
пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному
Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права
собственности по операциям с указанным имуществом, прекращения
(исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число
отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло
раньше.
Соответственно, согласно пп. 6 п. 7 ст. 272 Кодекса датой
признания для целей налогообложения прибыли внереализационных расходов
является последнее число текущего месяца - по расходам в виде
отрицательной курсовой разницы по имуществу и требованиям
(обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Согласно п. 10 ст. 272 Кодекса обязательства и требования,
выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей
пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному
Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права
собственности при совершении операций с таким имуществом, прекращения
(исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число
отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло
раньше.
Таким образом, в налогом учете требование, стоимость которого
выражена в иностранной валюте, подлежит пересчету в рубли по
официальному курсу, установленному Банком России в порядке и сроки,
установленные гл. 25 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22 декабря 2008 г.
N 03-03-06/1/714 |