ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПОЛУЧИЛО В ПОРЯДКЕ ДАРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫЙ
УЧАСТОК И ЖИЛОЙ ДОМ ОТ ДРУГОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА, КОТОРОЕ
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ БЛИЗКИМ РОДСТВЕННИКОМ. ВОЗНИКАЕТ ЛИ В ДАННОМ
СЛУЧАЕ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ И УПЛАТЕ НДФЛ В БЮДЖЕТ?
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
6 мая 2009 г.
N 20-14/4/044447
(Д)
На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при
определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы
налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной
форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также
доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со
статьей 212 НК РФ.
Согласно пункту 18.1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению
НДФЛ доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физических
лиц в порядке дарения, за исключением дарения недвижимого имущества,
транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено в
данном пункте.
Так, доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от
налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами
семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным
кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями
и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и
неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица,
получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, доходы в денежной и натуральной форме в порядке
дарения, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 18.1 статьи
217 НК РФ, самостоятельно исчисляют подлежащие уплате в
соответствующий бюджет суммы налога в порядке, установленном в статье
225 НК РФ. Об этом сказано в пункте 2 статьи 228 НК РФ.
Такие налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по
месту своего учета (месту жительства) налоговую декларацию по НДФЛ в
срок, установленный в статье 229 НК РФ, не позднее 30 апреля года,
следующего за отчетным.
Таким образом, налогоплательщик, получивший в порядке дарения
земельный участок и жилой дом от физического лица, не являющегося
близким родственником, обязан исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ, а
также представить налоговую декларацию.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
Е.А. Останина
6 мая 2009 г.
N 20-14/4/044447 |