О РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГАХ). Письмо. Федеральная налоговая служба. 10.09.09 ШС-20-7/1331


                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                         10 сентября 2009 г.
                            N ШС-20-7/1331

                                 (Д)


     Федеральная  налоговая  служба,  рассмотрев жалобы индивидуальных
предпринимателей,  направляет  позицию  ФНС  России,  согласованную  с
Полномочным   представителем   Правительства  Российской  Федерации  в
Конституционном  Суде  Российской Федерации, Верховном Суде Российской
Федерации   и   Высшем  Арбитражном  Суде  Российской  Федерации  М.Ю.
Барщевским (письмо от 02.09.2009 N П15-29415).
     В   соответствии   с  пунктом  3  статьи  12  Налогового  кодекса
Российской   Федерации   (далее   -   Кодекс)  региональными  налогами
признаются  налоги,  которые установлены названным Кодексом и законами
субъектов  Российской  Федерации  о  налогах и обязательны к уплате на
территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     При    этом    законодательными    (представительными)   органами
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  законами  о
налогах  в  порядке  и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
     Согласно  пунктам  1,  3  статьи 56 Кодекса льготами по налогам и
сборам     признаются     предоставляемые     отдельным     категориям
налогоплательщиков     и     плательщиков    сборов    предусмотренные
законодательством  о  налогах  и  сборах  преимущества  по сравнению с
другими   налогоплательщиками   или   плательщиками   сборов,  включая
возможность  не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем
размере.
     Льготы  по  региональным  налогам  устанавливаются  и  отменяются
Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
     Согласно   статье  14  Кодекса  транспортный  налог  относится  к
региональным налогам.
     Статьей   356   Кодекса   установлено,   что  транспортный  налог
устанавливается  Кодексом  и законами субъектов Российской Федерации о
налоге,  вводится  в  действие  в  соответствии  с  настоящим Кодексом
законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате
на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     При  установлении  налога законами субъектов Российской Федерации
могут   предусматриваться   налоговые   льготы   и  основания  для  их
использования налогоплательщиком.
     Положениями     статьи     357     Кодекса    установлено,    что
налогоплательщиками  названного  налога  признаются лица, на которых в
соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы
транспортные   средства,   признаваемые   объектом  налогообложения  в
соответствии  со  статьей  358  Кодекса,  если  иное  не предусмотрено
статьей 357 Кодекса.
     Пунктом 2 статьи 11 и части первой статьи 19 Кодекса установлено,
что   налогоплательщиками  признаются,  в  том  числе,  индивидуальные
предприниматели,  на  которых  в  соответствии  с  Кодексом  возложена
обязанность уплачивать налоги.
     Таким   образом,  транспортный  налог  относится  к  региональным
налогам,   вводится  в  действие  на  территории  субъекта  Российской
Федерации  его  законом и при соблюдении условий, установленных главой
28  Кодекса,  индивидуальные  предприниматели  являются  плательщиками
указанного  налога  и, следовательно, в отношении них законом субъекта
Российской   Федерации   могут   быть  установлены  льготы  по  уплате
транспортного налога.
     Полномочие    субъектов   Российской   Федерации   самостоятельно
принимать  решения  о  введении  на  своей  территории соответствующих
региональных   налогов,   а  также  конкретизировать  общие  положения
федеральных  законов  подтверждено  Конституционным  Судом  Российской
Федерации  в Определении от 10 июля 2003 года по жалобе гражданки Л.В.
Шуклиной  на  нарушение  ее  конституционных  прав положением пункта 1
статьи  3  Закона  Магаданской  области  "О  введении  в  действие  на
территории  Магаданской  области единого налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности".
     Кроме  того,  как  следует  из  Определения Конституционного Суда
Российской  Федерации  от  14.10.2004  N  311-О,  в  ранее  принятых и
сохраняющих   свою   силу   решениях  Конституционный  Суд  Российской
Федерации  указывал,  что  освобождение  от  уплаты  налогов  по своей
природе  -  льгота,  которая  является  исключением  из  вытекающих из
Конституции   Российской   Федерации   (статьи   19  и  57)  принципов
всеобщности  и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан
платить   законно   установленный  налог  с  соответствующего  объекта
налогообложения.   Льготы   всегда   носят  адресный  характер,  и  их
установление  относится  к  исключительной  прерогативе  законодателя.
Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц,
на  которых  распространяются  налоговые  льготы  (Постановления от 21
марта  1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца
второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы Российской Федерации", от 28 марта 2000 года
по  делу  о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5
Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", от 19
июня  2002  года  по  делу о проверке конституционности положений ряда
федеральных    законов,    касающихся   социальной   защиты   граждан,
подвергшихся    воздействию    радиации   вследствие   катастрофы   на
Чернобыльской АЭС).
     Согласно  подпункту  4  пункта  2  статьи 358 Кодекса не являются
объектом   налогообложения,  в  том  числе,  пассажирские  и  грузовые
морские,  речные  и  воздушные  суда,  находящиеся в собственности (на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций,
основным    видом    деятельности   которых   является   осуществление
пассажирских и (или) грузовых перевозок.
     Подпунктом  4  пункта  2 статьи 3 Закона Нижегородской области от
28.11.2002  N  71-З "О транспортном налоге" из объекта налогообложения
по  транспортному  налогу  исключены  пассажирские и грузовые морские,
речные  и  воздушные  суда,  находящиеся  в  собственности  (на  праве
хозяйственного   ведения  или  оперативного  управления)  организаций,
основным    видом    деятельности   которых   является   осуществление
пассажирских и (или) грузовых перевозок.
     Аналогичной  нормы  в  отношении  индивидуальных предпринимателей
Кодекс и указанный Закон не содержат.
     Следует  отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в
Определении  от  14.12.2004  N  451-О  указал,  что из взаимосвязанных
положений статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской
Федерации   следует,   что,   осуществляя  налоговое  регулирование  и
устанавливая  в  соответствии  со  статьями 72 (пункт "и" части 1), 75
(часть  3)  и  76  Конституции  Российской  Федерации  общие  принципы
налогообложения  и сборов, включая исчерпывающий перечень региональных
налогов,  федеральный  законодатель  связан  требованиями  обеспечения
конституционных  принципов  справедливости  и  соразмерности  в  сфере
налоговых  отношений  и  вместе с тем располагает достаточной степенью
усмотрения  при  установлении  конкретных  налогов:  он самостоятельно
определяет  параметры  основных  элементов  налога, в том числе состав
налогоплательщиков  и  объекты налогообложения, виды налоговых ставок,
продолжительность    налогового    периода,    стоимостные   и   (или)
количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы,
порядок исчисления налога.
     Согласно взаимосвязанным положениям статей 8 (часть 2), 19 (части
1  и  2) и 57 Конституции Российской Федерации регулирование налоговых
отношений   должно   отвечать  требованиям  конституционного  принципа
равенства,  в  том  числе  независимо от организационно-правовой формы
осуществления   предпринимательской   деятельности.  Это  предполагает
закрепление  в законе правовых гарантий возложения на равных субъектов
налогообложения  равного  налогового  бремени.  Из  данных  требований
исходит  и  Налоговый  кодекс Российской Федерации, предусматривающий,
что  налоги  и  сборы  не  могут  иметь  дискриминационный  характер и
различно  применяться  исходя  из  социальных,  расовых, национальных,
религиозных   и   иных   подобных   критериев,   а  также  запрещающий
установление  дифференцированных  ставок  налогов  и сборов, налоговых
льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц
или  места  происхождения  капитала  (пункт 1 и абзацы первый и второй
пункта 2 статьи 3).
     Вместе  с  тем,  как следует из правовой позиции Конституционного
Суда  Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, в том числе
в   Постановлении   от   27  апреля  2001  года  по  делу  о  проверке
конституционности   ряда   положений  Таможенного  кодекса  Российской
Федерации,  принцип  равенства  не  исключает возможность установления
различных  правовых  условий  для различных категорий субъектов права,
однако   такие  различия  не  могут  быть  произвольными,  они  должны
основываться  на объективных характеристиках соответствующих категорий
субъектов.  Данная  правовая  позиция, имеющая общее значение для всех
отраслей   законодательного   регулирования,   применительно  к  сфере
налоговых отношений означает, что конституционный принцип равенства не
препятствует  законодателю  использовать  дифференцированный  подход к
установлению   различных  систем  налогообложения  для  индивидуальных
предпринимателей и организаций в том случае, если такая дифференциация
обусловлена     объективными    факторами,    включая    экономические
характеристики объекта налогообложения и налогооблагаемой базы.
     Таким  образом,  учитывая  правовую  природу  предпринимательской
деятельности  и  экономической  деятельности  организаций,  различия в
налогообложении  индивидуальных  предпринимателей  и организаций имеют
объективные    основания,    что    свидетельствует    об   отсутствии
неопределенности  в вопросе о соответствии подпункта 4 пункта 2 статьи
358  Налогового кодекса Российской Федерации конституционному принципу
равенства  налогообложения независимо от организационно-правовой формы
осуществления предпринимательской деятельности.
     Следовательно,  положения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса
и  подпункта  4  пункта  2  статьи  3  Закона Нижегородской области от
28.11.2002 N 71-З "О транспортном налоге" не могут рассматриваться как
нарушающие конституционные права и свободы заявителей.
     Учитывая  изложенное, Федеральная налоговая служба не усматривает
несоответствия  подпункта  4 пункта 2 статьи 358 Кодекса и подпункта 4
пункта 2 статьи 3 Закона Нижегородской области от 28.11.2002 N 71-З "О
транспортном налоге" Конституции Российской Федерации.
     Кроме  того,  Федеральная  налоговая  служба  считает необходимым
отметить, что требования индивидуальных предпринимателей по своей сути
фактически   сводятся   к   пересмотру   посредством  конституционного
судопроизводства   конкретных  дел  и  признание  не  соответствующими
Конституции Российской Федерации положений подпункта 4 пункта 2 статьи
358   Кодекса,   а   также  подпункта  4  пункта  2  статьи  3  Закона
Нижегородской  области  от  28.11.2002 N 71-З "О транспортном налоге",
примененных  в  конкретных судебных делах, даст возможность заявителям
на  пересмотр  их  дел по вновь открывшимся обстоятельствам, а также к
внесению  целесообразных,  с  точки  зрения  заявителей,  дополнений в
действующее  налоговое  законодательство,  что является исключительной
прерогативой законодателя.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
                                                           С.Н.ШУЛЬГИН
10 сентября 2009 г.
N ШС-20-7/1331