ОБ УЧЕТЕ СУММОВЫХ РАЗНИЦ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ У АРЕНДОДАТЕЛЯ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА АРЕНДУ ПОМЕЩЕНИЯ, ЕСЛИ ТАКАЯ ОПЛАТА УСТАНОВЛЕНА В ДОЛЛАРАХ США, А ПРОИЗВОДИТСЯ В РУБЛЯХ ПО ОФИЦИАЛЬНОМУ КУРСУ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНК. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 05.10.09 03-03-06/1/637

          ОБ УЧЕТЕ СУММОВЫХ РАЗНИЦ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА
         ПРИБЫЛЬ У АРЕНДОДАТЕЛЯ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ
          АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА АРЕНДУ ПОМЕЩЕНИЯ, ЕСЛИ ТАКАЯ
         ОПЛАТА УСТАНОВЛЕНА В ДОЛЛАРАХ США, А ПРОИЗВОДИТСЯ В
           РУБЛЯХ ПО ОФИЦИАЛЬНОМУ КУРСУ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЕЙСТВУЮЩЕМУ НА ДАТУ
                     ВЫСТАВЛЕНИЯ СЧЕТА НА ОПЛАТУ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          5 октября 2009 г.
                           N 03-03-06/1/637

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  учета в целях налогообложения прибыли организаций
суммовых разниц и сообщает следующее.
     Как  следует  из  письма,  налогоплательщик-арендодатель заключил
договор   аренды,  согласно  которому  арендная  плата  установлена  в
долларах  США,  а оплата производится авансовыми платежами в рублях по
официальному    курсу   Центрального   банка   Российской   Федерации,
действующему на дату выставления счета.
     Пункт  1 ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
НК  РФ)  определяет, что при методе начисления доходы, принимаемые для
целей  налогообложения  прибыли  с  учетом  положений  гл.  25  НК РФ,
признаются  в  том  отчетном  (налоговом) периоде, в котором они имели
место,  независимо от фактического поступления денежных средств, иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
     Согласно пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в
виде  доходов  от  сдачи  имущества  в  аренду  датой получения дохода
признается  дата  осуществления  расчетов  в  соответствии с условиями
заключенных  договоров  или предъявления налогоплательщику документов,
служащих  основанием  для  произведения  расчетов, либо последний день
отчетного (налогового) периода.
     При  этом  согласно  п.  8  ст.  271  НК  РФ доходы, выраженные в
иностранной  валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли
по  официальному  курсу,  установленному Центральным банком Российской
Федерации на дату признания соответствующего дохода.
     В  соответствии  с  п.  11.1  ст.  250  НК  РФ внереализационными
доходами  налогоплательщика  признаются,  в  частности,  доходы в виде
суммовой   разницы,   возникающей   у  налогоплательщика,  если  сумма
возникших  обязательств  и  требований,  исчисленная по установленному
соглашением  сторон  курсу условных денежных единиц на дату реализации
(оприходования)   товаров   (работ,  услуг),  имущественных  прав,  не
соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.
     Согласно  пп.  5.1  п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных
расходов,  не  связанных  с  производством  и  реализацией, включаются
расходы в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если
сумма    возникших   обязательств   и   требований,   исчисленная   по
установленному  соглашением  сторон  курсу условных денежных единиц на
дату  реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных
прав,  не  соответствует  фактически  поступившей (уплаченной) сумме в
рублях.
     В  соответствии  с  пп. 1 п. 7 ст. 271 НК РФ и п. 9 ст. 272 НК РФ
при  применении  метода начисления суммовая разница признается доходом
(расходом)  у налогоплательщика-продавца на дату погашения дебиторской
задолженности  за реализованные товары (работы, услуги), имущественные
права,  а в случае предварительной оплаты - на дату реализации товаров
(работ, услуг), имущественных прав.
     Учитывая  изложенное,  по нашему мнению, в момент возникновения у
налогоплательщика-продавца  права  требования  в  налоговом  учете ему
следует  отразить  возникшую  вследствие отклонения курса долларов США
суммовую разницу в части сумм предварительной оплаты товара.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
5 октября 2009 г.
N 03-03-06/1/637