О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.02.2001 N 100 В ВИДЕ
УСТАНОВЛЕНИЯ ТАКОГО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ НЕДОИМКИ И
ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ БЕЗНАДЕЖНОЙ, КАК
ИСТЕЧЕНИЕ 3-ЛЕТНЕГО СРОКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ НА
УПЛАТУ НАЛОГА, СБОРА, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ
НАЛОГАМ И СБОРАМ.
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
20 марта 2009 г.
N 03-02-07/1-138
(Д)
В Минфине России рассмотрено письмо по вопросу о внесении
изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от
12.02.2001 N 100 "О порядке списания недоимки и задолженности по пеням
и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по
страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды,
начисленным пеням и штрафам" и сообщается следующее.
В рассматриваемом письме указывается на целесообразность
признания безнадежной и списания недоимки по федеральным налогам и
сборам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам в случаях
истечения 3-летнего срока выставления платежного требования на их
уплату.
При этом отмечается, что налоговые органы не имеют законных
возможностей для взыскания недоимки и задолженности по уплате пеней и
штрафов в связи с истечением срока давности по их принудительному
взысканию в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации
(далее - Кодекс) и общего срока исковой давности, предусмотренного
Гражданским кодексом Российской Федерации.
Полагаем, что установление такого основания для признания
недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной, как истечение
3-летнего срока выставления требования на уплату налога, сбора, пеней
и штрафов по федеральным налогам и сборам не согласуется с основными
началами законодательства о налогах и сборах и вступает в противоречие
с иными нормами Кодекса, регулирующими процедуру принудительного
взыскания.
Обращаем внимание, что срок исковой давности по взысканию налога
(сбора), пеней Кодексом не предусмотрен. Статьей 113 Кодекса
установлен срок давности привлечения к ответственности за совершение
налогового правонарушения.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 70 Кодекса требование об уплате
налога (сбора, пеней, штрафов) должно быть направлено
налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а
также по результатам налоговой проверки в течение 10 дней с даты
вступления в силу соответствующего решения.
Согласно п. 3 ст. 46 Кодекса в редакции Федерального закона от
26.11.2008 N 224-ФЗ налоговый орган может обратиться в суд с иском о
взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации
причитающейся к уплате суммы налога в случае истечения двухмесячного
срока для принятия налоговым органом решения о взыскании налога после
истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после
истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по
уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен
судом.
Учитывая изложенное, рассматриваемое предложение о внесении
изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от
12.02.2001 N 100 не поддерживается.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
20 марта 2009 г.
N 03-02-07/1-138 |